Войти в почту

Омнибус — первый общественный транспорт

Философ Блез Паскаль свидетельствует: при Людовике XIV в Париже в 1662 году начинают ходить многоместные пассажирские экипажи. Более того, Паскаль лично приложил к этому руку. Парой столетий позже такие публичные экипажи начнут называть омнибусами, что в переводе с латыни означает «всем». Так в Европе появился первый общественный транспорт. Позже омнибусы вытеснят конками, которые в свою очередь будут заменены трамваями.

Массовое распространение омнибуса началось только в XIX веке с расцветом буржуазного общества. На самом деле, сложно представить, что ещё, кроме общественного транспорта, помогло так, во всех смыслах, сблизить людей. Только самые бедные жители городов не могли позволить себе кататься на омнибусах. Более того, именно омнибусы помогли расширить географию городов — жителям окраин стало проще добираться до центра.

Но несмотря на то, что развитие общественного транспорта тесно связано с бурным развитием капиталистического общества в XIX веке, первый маршрут общественного пассажирского транспорта появился в Париже 18 марта 1662 года с подачи Блеза Паскаля. Тот уговорил герцога де Роанне создать акционерное общества для реализации проекта по перевозке горожан. Позднее подобные конные экипажи появились в других городах.

Парижский омнибус в 1828

Организатором публичного омнибусного сообщения в Нанте в 1826 году был бывший офицер Станислас Бодри. Выйдя в отставку, он открыл на окраине Нанта мучную мельницу, а чтобы с пользой утилизировать ее тепло, — баню при ней.

Для привлечения клиентов в баню и была организована омнибусная линия. Вскоре Бодри понял, что многие пассажиры ездят на омнибусе не только в баню, а сходят, не доезжая до конечной остановки, на промежуточных остановках. Это натолкнуло его на мысль о том, что его транспортное средство имеет самостоятельную ценность (при создании оно задумывалось как дополнение к бане). Бодри назвал своё транспортное средство «voiture omnibus», что значило «повозка для всех».

Омнибус сочетал в себе функции извозчика и дилижанса: подобно извозчику омнибус перевозил пассажиров в городе (но извозчик работал в режиме такси) и подобно дилижансу омнибус был маршрутным транспортным средством, перевозящим большое количество пассажиров (но дилижанс был междугородным пассажирским транспортом). Скамьи в омнибусе Бодри были размещены вдоль бортов, вход был сзади.

Однако имеются также данные и том, что на два года раньше, чем в Нанте, омнибусное сообщение было организовано Джоном Гринвудом между Манчестером (Маркет-Стрит) и его пригородом Салфордом (Пенделтон). Омнибус начал ходить по этому маршруту 1 января 1824 года. В 1832 году омнибусы появились в Бордо и Лионе. Возможно, концепция была позаимствована в Нанте, хотя не исключено, что идея просто «витала в воздухе».

Первый петербургский омнибус, 1832 год

Появились омнибусы и за пределами Франции. Лондонская газета от 4 июля 1829 года писала: «Новое транспортное средство, называемое омнибусом, начало ходить между Паддингтоном и Сити». Эта линия считается началом истории лондонского автобуса. Сначала в Лондоне использовали 22-местные омнибусы, но они были слишком неповоротливы, и их заменили омнибусами на двенадцать пассажиро-мест. Первый маршрут лондонского омнибуса имел протяженность в пять миль, на преодоление этого расстояния уходил час.

В Нью-Йорке омнибусы, как и в Лондоне, появились в 1829 году. Вскоре примеру Нью-Йорка последовали другие американские города: Филадельфия в 1830 году, Бостон в 1835 году и Балтимор в 1844 году.

Закат омнибуса

Уже в тридцатых года XIX века у омнибуса появился конкурент — первые конки. Однако популярность конки приобрели только после того, как в 1852 году были изобретены рельсы с желобом для реборды колеса, что позволило утапливать такие рельсы в дорожное полотно. До этого использовались железнодорожные рельсы, выступающие на 15 см над уровнем улицы, что заметно мешало прочему уличному движению.

Поездка на конке, вагон которой ехал по ровным рельсам, была гораздо более удобной, чем езда в омнибусе, который трясло на неровностях дороги. Плюс меньшее сопротивление рельсов качению коночных железных колес позволяло тягловым лошадям тянуть более тяжелый, чем омнибус, вагон. Следовательно, коночный вагон получался более вместительным, чем омнибусный экипаж.