Нина Риччи: очарование буржуазии
Ее стиль был одним из определяющих для европейской моды 30-х и 40-х, а ее судьба – способна вдохновить на подвиги и сегодня.
1. Мария-Аделаида – дочь сапожника
Мария-Аделаида Нейи – таково настоящее имя Нины Риччи, родилась в 1883 году в Турине в семье сапожника. Семья часто переезжала, отец стремился в места, где его обувь пользовалась бы спросом среди богатых. Однако добиться успеха в обувном деле не успел. Он умер, когда Марии было всего 12, оставив семью почти без средств, поэтому Марии пришлось устроиться в галантерейный магазин. В то же время она начала учиться шить.
К 18 годам из девочки на посылках она стала сначала младшей, а затем и старшей модисткой, и начала создавать собственные модели одежды. А в 21 год стала художественным директором ателье. Со временем о талантливом начинающем дизайнере узнали популярные модные дома Парижа, которые время от времени стали заказывать у неё одежду.
2. Нина Риччи
В 1904 году она вышла замуж за Луиджи Риччи. Брак продлился всего несколько лет, но в нем Мария родила сына – Робера, без которого она впоследствии вряд ли создала бы собственный Дом моды.
Благодаря этому браку родилось и знаменитое имя – Нина Риччи. Фамилия досталась от мужа, а Нина – это домашнее прозвище, которое Мария решила использовать, когда стала выпускать одежду под собственным брендом. Впрочем, от собственного модного дома дизайнера отделяли 20 лет работы.

3. Дом Раффин
В 1908 году Мария Риччи пришла в дом моды Raffin. «Я работала как проклятая, день и ночь», – вспоминала Нина впоследствии об этом времени. Она быстро стала одним из ведущих дизайнеров модного дома и получила широкую известность среди модниц Парижа. К началу 20-х Мария Риччи вошла стала совладелицей бренда.
Всего в доме Raffin Риччи проработала более 20 лет. Однако компания не пережила Великую депрессию. К тому времени Мария заработала приличное состояние. Ей было почти 50, и она собиралась уже отойти от дел.

4. Мать и сын
После закрытия Raffin Робер Риччи предложил матери создать собственный модный дом. В 1932 году на одной из улиц Парижа появилась вывеска Nina Ricci. Накануне Второй мировой войны предприятие стало одним из самых влиятельных и богатых модных домов Парижа. Во многом Нина Риччи определила европейскую моду 30-40-х. Бренд не прекращал работать даже во время войны.

5. Романтичная женственность
Нина Риччи придерживалась сдержанного классического стиля. Она сочетала аккуратную красоту и элегантность с практичностью и простотой. Не любила вычурных экспериментов и стремилась найти новые формы для выражения уже известного – мягкой элегантной женственности, может быть, чуть приправленной мечтательностью.
«Будьте элегантными независимо от того, в каком месте вы находитесь», – таков девиз Нины Риччи как дизайнера. Её основные клиенты – средняя и крупная буржуазия, однако она никогда не ставила во главу угла роскошь. Напротив – сдержанность, умение подать дорогое платье просто и без позерства.
Классические женские силуэты и всегда безупречный крой – отличительная черта одежды от Нины Риччи. Огромное внимание она уделяла выбору материала – бархат, шелк, кружева, органза – в ход всегда шли лучшие ткани. В отличие от большинства дизайнеров Риччи не рисовала эскизов, но подкалывала ткань прямо на модели или манекене.
Нина Риччи сделала ставку на вечную классику – женственность, изящество, простота. В этом смысле она была верной ученицей Шанель. Со временем менялись представления о том, как могут выражаться эти константы в конкретных моделях одежды, но общие представления остаются неизменными. Именно поэтому стиль от Нины Риччи получил развитие в будущем.

6. Модная империя
С самого начала дом моды Нины Риччи строился не только на таланте основательницы. Огромное значение для его развития имела фигура Робера Риччи. Он не только был инициатором создания предприятия, но и внес огромный вклад в его расширение.
Именно по инициативе Робера в 1946 году дом Риччи вышел на парфюмерный рынок. Первым продуктом модного дома стали духи «Радость для сердца». А спустя два года появился аромат «Запах времени», который вывел компанию в лидеры. Духи вполне составляли конкуренцию даже знаменитому аромату Chanel №5.
В 50-х Нина Риччи постепенно отходит от дел. В 1954 году ведущим дизайнером модного дома стал Жюль Франсуа Крае. Однако лидером компании оставался Робер Риччи, и к концу 50-х бренд Nina Ricci вышел уже на международный рынок и дошел до Японии.
В 1963 году новым главным дизайнером стал Жерар Пипар. После смерти Нины и Робера Риччи компанией 10 лет руководил Жиль Фуш – приемный сын Нины, но в 1998 компания была продана и перестала заниматься высокой модой. Сегодня бренд Nina Ricci принадлежит испанской корпорации Puig. Под ним до сих пор выпускается одежда, хотя основной упор сделан на парфюмерные линии.
Конечно, это уже совсем не та компания, у истоков которой 85 лет назад стояла Нина Риччи. Ее стиль превратился в один из символов высокой моды XX века и остался там.