Самая скандальная победа «Спартака»
Сборная Басконии в СССР. 1937 год.
Фото: public domain
Шла ранняя весна 1937 года, в Испании продолжалась война. В один из туманных дней сквозь кольцо воздушной блокады сумел прорваться самолет, на борту которого находились двадцать басков — воинов, бойцов отрядов сопротивления. Но летели они не на обычное боевое задание. По просьбе правительства, собранная из окопов футбольная сборная Басконии отправилась в спортивную поездку по Европе для сбора средств, которые должны были помочь детям и вдовам их погибших товарищей.
По дороге в СССР
Испанский футбол в эти годы котировался весьма высоко, хотя на европейскую арену вышел сравнительно поздно. Но в начале 30-х испанцы сумели обыграть «непобедимых» англичан, крепких французов и очень сильных тогда австрийцев. Добрую половину национальной сборной составляли выходцы из страны басков.
В 1934 году на проходившем в Италии первенстве мира по футболу в четвертьфинале команда Испании уступила хозяевам, но лишь из-за наглой грубости футболистов фашистской Италии и попустительства судей. Две трети основных испанских игроков к этому времени из-за травм просто не могли передвигаться.
Но вернемся к турне 1937 года. Первые матчи баски сыграли во Франции, чемпион которой, клуб «Олимпик Марсель», стал их «легкой» добычей — 5:2. С одной из лучших команд страны — парижским «Расингом» — было сыграно три матча: в двух встречах баски победили, одна встреча закончилась ничьей. Во всех матчах гости забивали минимум по три гола.
В двух матчах, состоявшихся в Чехословакии, баскская команда проиграла одному из лучших профессиональных футбольных коллективов Европы — сборной Праги, которая фактически представляла весь чешский футбол.
Европейская пресса тех лет отмечала радушный прием, который был оказан посланцам героического баскского народа болельщиками Франции и Чехословакии. Но совсем иначе баски были встречены в Польше, власти которой постарались побыстрее избавиться от уважаемых, но опасных гостей. Единственный матч состоялся в Катовице, где баски выиграли у сборной команды Силезии. Встреча в Варшаве была запрещена — польские власти не хотели обострять отношения с Гитлером, который открыто поддерживал генерала Франко.
По мнению европейской спортивной прессы, футболисты Басконии ни в одном из европейских матчей не придерживались ни системы «пять в линию», ни «дубль вэ» (когда инсайды оттягиваются ближе к полузащите). Их тактика представляла собой некую промежуточную модель, а девизом баскских футболистов в каждой встрече были «быстрота и натиск».
Они виртуозно владели мячом и блестяще играли головой, хотя в их составе не было ни одного футболиста, рост которого превышал бы 180 сантиметров. В нужные моменты баски очень быстро перемещались по полю и умело осуществляли самые сложные комбинации.
«Локомотив». Первая встреча и букет с неба
Баски приехали в Москву 11 июня. Принимали их радушно, но визит был неожиданным, и нужно было определить соперников и график турне. А поскольку дело было политическое, оно требовало утверждения на самом высоком уровне. Согласование заняло довольно продолжительное время, гостей же из воюющей Испании до поры развлекали культурной программой и встречами с общественностью.
В итоге, первую встречу доверили футболистам «Локомотива» — действующим обладателям Кубка Советского Союза. Матч был назначен на 24 июня.
Такого еще не знала футбольная Москва. На первый матч команды героический Басконии было подано миллион заявок на билеты! В итоге, стадион «Динамо» еле-еле уместил более 90 тысяч болельщиков, что многократно превышало его стандартную загрузку.
Чтобы доставить людей к стадиону и обратно, привлекли 18 дополнительных только трамвайных маршрутов, не считая автобусных и троллейбусных. На всякий случай на стадионе организовали медпункт и дежурство двух карет «Скорой помощи» — в столице стояла тридцатиградусная жара.
Бесперебойно работали десятки буфетов возле стадиона и под трибунами, куда завезли 80 тысяч бутылок воды, пива и закуски к ним. Сотни лоточников разносили зрителям на трибунах бутерброды, пирожные, мороженое и прочие вкусности.
Вот как вспоминал этот матч один из старейших футболистов нашей страны (капитан сборной дореволюционной России), а в то время спортивный журналист Михаил Ромм:
«Команду гостей зрители встретили стоя и долго не смолкающими овациями. Круг почета по стадиону совершили баски, а затем обе команды традиционно выстроились друг против друга в центре поля. Над стадионом звучала мелодия испанского гимна, которую сменил советский «Интернационал». Затем капитаны команд обменялись краткими приветствиями. Луис Регейро говорил не только о том внимании и трогательной заботе, которыми у нас были окружены баскские футболисты, но и о полутора тысяче детишек, прибывших в Ленинград на пароходе из Бильбао. «Вы приняли детей, — сказал он, — так рано познавших ужасы войны, доказав тем самым еще раз, что есть на свете страна мужества, мира и дружбы».
За несколько минут до первого удара по мячу над стадионом появился самолет. Он летел очень низко, и зрителям хорошо был виден человек, который, перегнувшись через борт машины, держал что-то в руках, а затем бросил это «что-то» вниз.
Подхваченный воздушным потоком, раскрылся парашют, и на зеленое поле стадиона на котором стояли футболисты обеих команд медленно опустился огромный букет из роз и пионов. На куполе парашюта красовалась надпись: «Физкультурный привет сынам героической Испании.
Футболистам Страны Басков от газеты „Красный спорт“ и агитэскадрильи им. Максима Горького». Пилотировал самолет летчик Павел Блинов.
После свистка главного судьи Владимира Стрепихеева матч начался. Гости играли в основном составе: Грегорио Бласко (голкипер), Педро Аресу, Сарафин Аэдо, Леонардо Силаурен, Роберт Эччебария, Хозе Мугуэрса, Исидро Лангара, Эмилио Алонсо, Луис Регейро, Энрико Ларринаго и Пабле Бархос. «Локомотив» тоже выставил сильнейших: Гранаткина (в воротах), Андреева, Гвоздкова, Ильина, Жукова, Стрелкова, Соколова, Андриасова, Лаврова, Теренкова.
Хозяева вышли в красных майках с белой продольной полосой, белых трусах и красно-черных гетрах. Гости в специально сшитых для них в Москве светло-зеленых майках, белых трусах и черных гетрах с красными отворотами.
«... С первых минут матча баски покорили зрителей классом своей игры. Команда прекрасно владела мячом, все игроки уверенно и точно отбивали, передавали и останавливали мяч в любом положении. Не было ни задержек, ни обдумываний. Не терялось даром ни одной доли секунды. Баски не только не старались останавливать мяч, но предпочитали удары с лета и полулета. Используя при этом инерцию летящего мяча, они достигали сильных и стремительных ударов почти без размаха и приложения мышечной силы. Особенно великолепна была их игра головой, направляя мяч точно, сильно и далеко».
Последний гол в этом матче был забит капитаном команды Регейро с полулета под верхнюю планку. Баски победили 5:1, три гола забил Регейро.
«Быстрота. Осмысленность. Согласованность. Комбинации разыгрываются так легко, что зритель улавливает весь их ход. Игра проста. Никакой суеты. Каждый оказывается там, где в данный момент ему следует быть. И поразительная легкость! Они играют легко. Кажется, что они не утомляются вовсе. Может быть, это впечатление легкости получается от того, что они играют правильно. Это был праздник».
Юрий Олеша. «Баски»
В составе «железнодорожников» отечественная и зарубежная пресса выделила лишь вратаря Валентина Гранаткина, который не раз вытаскивал «мертвые» мячи. Страшно подумать, сколько гости забили бы, не будь его в воротах москвичей.
«Динамо». «Самая интересная игра, какую видела Москва»
Судя по прессе тех лет, матч с «Динамо», который состоялся 27 июня, ожидался болельщиками с еще большим интересом, чем встреча с «Локомотивом». Динамовцы были более опытны в международных играх, поскольку защищали цвета флага Страны Советов на полях Чехословакии и Франции, и, естественно, не собирались уступать победу. Тем более, на своем родном стадионе.
Забегая вперед, скажем, что этот матч басками действительно был выигран с гораздо большим трудом — московское «Динамо» не только оказало им сильное сопротивление, но и в продолжительной части матча даже имело территориальное преимущество. Не исключено, что сказалась и усталость гостей, игравших уже на третий день после первой встречи.
Футболисты Басконии произвели одну единственную замену: вместо Энрике Ларринаго на поле вышел второй Регейро – Педро. Москвичи в этом матче играли в следующем составе: Баженко (вратарь), Корчебоков, Тетерин, Качалин, Лапшин, Ильин, Елисеев, Смирнов, Якушин, Семичасный.
О том, как проходил этот матч рассказывает самый уважаемый спортивный журналист тех лет Михаил Ромм на страницах «ФиС» («Физкультура и Спорт»):
«...Ожидания москвичей не были обмануты. Первый тайм был, несомненно, самой интересной игрой, какую видела Москва. С первых минут встреча шла в бурном темпе и острой борьбе. «Динамо» обрушивало на басков атаку за атакой. Гости пытались отвечать тем же, но защита москвичей останавливала их попытки уже в самом начале. Лапшин и Чернышов закрыли крайних, Качалин сторожил Луиса Регейро, Кочетков и Тетерин преграждали путь Лангape и Педро Регейро. В течение 30 минут баски ни разу не ударили по воротам, «Динамо» бурно атаковало.
На 9-й минуте труднейший удар Семичасного блестяще взял Бласко. Еще несколько раз спасал он свои ворота».
Нападение «Динамо» красивыми комбинациями легко проходило к воротам гостей. Испанцы неоднократно прибегали к угловым ударам, довольно безопасным для них ввиду их явного преимущества в игре головой.
Двадцать пять минут беспрерывных атак не дали результата. Все шло хорошо, пока надо было приблизиться к воротам басков. Но здесь, когда дальние передачи и прорывы должны были сменяться быстрой, точной, короткой передачей, стремительной обводкой и молниеносными, из любого положения пробитыми ударами, средняя тройка «Динамо» оказывалась не на высоте. Не хватало именно тех приемов, которые с таким блеском продемонстрировали баски в матче с «Локомотивом», — быстроты, легкого и искусного владения мячом, сыгранности, умения выбрать место.
На 26-й минуте, после борьбы на штрафной площадке, мяч попал к Ильину. Капитан «Динамо» в прыжке, из трудного положения, пробил неудержимо под верхнюю планку. Бласко не достал мяча, громовые ап-лодисменты встретили гол москвичей.
Еще четверть часа после гола Ильина нападало «Динамо». На 43-й минуте Лангара изящно отобрал мяч у медлившего Качалина на середине поля. Он пошел к воротам «Динамо», и рядом с ним, готовый принять передачу, бежал Луис Регейро. Защита «Динамо» сделала тактическую ошибку: она дружно, отступала к своим воротам. Никто не напал на Лавора, никто не закрыл Регейро. И события разыгрались очень просто: Лангара прошел с мячом почти до штрафной площадки и «пушечным» ударом под верхнюю планку забил ответный мяч.
Не успели еще замолкнуть аплодисменты зрителей, как мяч снова приблизился к воротам «Динамо». Чернышов, неудачно срезав его, лишний раз подтвердил свое неумение играть головой, и Горостица забил вторично. Таким образом, за три минуты до конца тайма «Динамо» упустило свое преимущество и, как показал дальнейший ход вещей, упустило победу.
Игра стала менее комбинационной, менее красивой, но цель все же достигнута не была: баски не упустили инициативу и до конца матча держали ворота «Динамо» под обстрелом. Однако забить в ворота москвичей очередной мяч баскам не удалось, и матч окончился их победой со счетом 2:1».
На вопрос о том, понравилась ли ему игра динамовцев в сравнении с «железнодорожниками», тренер басков Педро Вальяна ответил: «Зато «Локомотив» играл корректнее». Действительно, бело-голубые зачастую действовали слишком грубо, за что на следующий день удостоились суровой критики отечественной прессы.
После второй победы в столице команда басков отправилась в Ленинград, где уже через два дня сыграла вничью со сборной города. Затем баски вернулись в Москву и, отдохнув, сыграли со сборной клубов «Динамо», которых победили с внушительным счетом 4:7. Следующим на очереди был «Спартак».
«Спартак». Отступать некуда
В отличие от московских болельщиков, руководство страны было всерьез обеспокоено «разгромом» престижа советского футбола.
Достаточно сказать, что во время подготовки к последней игре и председатель Комитета по физической культуре Иван Харченко, и глава комсомола Александр Косарев несколько дней безвылазно провели на тренировочной базе «Спартака» в Тарасовке. В итоге свое веское слово в статье «Советские футболисты должны стать непобедимыми» сказала главная газета Страны Советов «Правда»:
«...Игры со сборной Басконии в СССР показали, что наши лучшие команды далеки от высокой квалификации... Недостатки советского футбола невыносимы, потому что в других странах нет такой молодежи, как наша, молодежи, окруженной заботой, вниманием и любовью партии и правительства. Это ясно, что повышение квалификации советских команд напрямую зависит от матчей с серьезными противниками».
Спартаковцы с первых дней своего существования (1922 год) от матча к матчу повышали свое мастерство. Во всяком случае, так считалось.
Иначе как было расценивать победное турне «Спартака» по южным городам Франции 1936 года, когда наши футболисты легко громили команды из Лиона (11:0), Марселя (13:0) и Ниццы (12:0). В этом же году спартаковцы нанесли поражение сборной команде Турции со счетом 3:1. Вскоре после встречи с басками, на мировой рабочей Олимпиаде, в Антверпене, команда «Спартака» победила футболистов Дании, Франции и Норвегии. В СССР были уверены, что это и есть показатель силы. Не все знали, что встречались наши футболисты чаще не с профессиональными спортсменами, а с рабочими-любителями. От официальных же футбольных турниров Советские команды были отстранены.
«Спартаку» был поставлен ультиматум — победить, во что бы то ни стало. Поэтому готовясь к матчу с басками, глава тренерского совета «Спартака» Николай Старостин укрепил свой состав лучшими игроками пяти других команд, включая знаменитых форвардов киевского «Динамо» Виктора Шиловского и Константина Щегодского.
На карту было поставлено все и победа была нужна любой ценой. С методами решили не церемониться. Сборная Басконии опять вынуждена была играть на третий день после матча с динамовцами, тогда как «Спартак» неделю целенаправленно готовился к матчу. К исходу часа счет был равным (2:2), но в последние полчаса москвичи забили четыре гола и выиграли 6:1.
Переломный третий гол был забит Шиловским с весьма сомнительного пенальти. Возмущенные гости дважды уходили с поля, требовали личного вмешательства Вячеслава Молотова, но их все же уговорили вернуться.
На следующий день в газетах пошли возмущенные комментарии:
«Судья Космачев провел игру не совсем внимательно и не всегда тактично. Звук его судейской сирены раздавался иногда по совершенно загадочному поводу, зато свисток молчал тогда, когда ему необходимо было вмешиваться в игру». Л. Кассиль и Э. Фран «Известия».
«Судейство Космачева было далеко не безупречным, что возмущало и зрителей, и басков».
Киевская газета «РПО».
А через несколько дней после игры в «Красном спорте» появилась небольшая заметка о дисквалификации Космачева в связи с неудовлетворительным судейством матча «Спартака» со сборной Басконии, и выводе его из Всесоюзной судейской коллегии. Что это было, если не признание явной несправедливости.
«Эта победа над басками стала единственной для представителей нашего футбола. Из Москвы гости отправились в Киев, затем в Тбилиси и Минск. Везде их радушно принимали, все матчи они выиграли. Красиво и деликатно, без обидных для хозяев разгромов. Потом баски вернулись в Москву, где им были вручены 100 тысяч французских франков и разрешение на вывоз денег из СССР. Главная цель поездки была достигнута».
д. и. н. Борис Лившиц