Русские жены великих людей: Эльза Триоле и Элеонора Яблочкина
Эльза Триоле и Луи Арагон
Младшая сестра Лили Брик, Элла, когда-то опрометчиво познакомившая сестру с нравившимся ей самой Маяковским, тоже не была обделена вниманием мужчин. В 1918 году Эля вышла замуж за французского офицера и, обретя новое имя — Эльза Триоле, уехала во Францию. Брак продержался недолго.
На Монпарнасе тогда собирался весь цвет: Модильяни, Кокто, Пикассо, Леже, Элюар, Аполлинер... Но даже среди них выделялся поэт, романтический красавец, бунтарь Луи Арагон.
Арагон уже тогда интересовался Россией, на него произвел впечатление Маяковский, с которым его познакомила Эльза. Количество общих тем росло, завязался роман, и в феврале 1928 года Арагон и Триоле поженились.
Луи к тому времени стал «красным с головы до пят». Его неохотно печатали, и главным добытчиком оказалась Эльза.
Она работала секретарем, преподавала русский язык, переводила Эренбурга, но самым доходным занятием стали украшения, которые она создавала из всего, что попадалось под руку, — пуговиц, осколков, ореховой скорлупы, гороха, папье-маше.
Муж-поэт тоже участвовал в деле: брал с утра чемоданчик и, как заправский коммивояжер, обходил с ним модные дома — два творца прекрасно сосуществовали под одной крышей.
Они были друг у друга первыми читателями и первыми ценителями.
«То место, где Эльза отводит скучающий взгляд от моей рукописи, мне следует переписать заново», — говорил Арагон.
У Эльзы в 1938 году вышла первая книга на французском. А через семь лет Триоле удостоилась престижной Гонкуровской премии за сборник рассказов о движении Сопротивления. Впервые за полвека эту премию получила женщина, да еще пишущая на неродном языке.
Началась война. Ходили по лезвию ножа: он — коммунист, она — еврейка, но выжили. Наступил мир. И захотелось тишины — домика в деревенской глуши, где бы их никто не тревожил. Поиски затягивались, но наконец в июле 1951 года мечта сбылась, дом куплен.
Здесь они писали и занимались хозяйством. Посадили сирень, жасмин, лаванду. Арагон вечно что-то чинил, копал, прореживал лес.

Там, на любимой мельнице, Эльза и умерла в 1970 году. Арагон переживал по-своему: вспомнил молодость, завел секретаря-любовника...
Похоронили их рядом, там же, в Сент-Арну-ан-Ивелине. Словно предвидя нападки на любимого мужа, Эльза попросила выбить на надгробном камне цитату из своего романа: «Мертвые беззащитны. Но надеемся, что наши книги нас защитят».
Элеонора Яблочкина и Тонино Гуэрра
Элеонора работала на «Мосфильме» вместе с мужем. А в 34 года осталась вдовой. Казалось, что жизнь закончилась.
Летом 1975 года в Москве проходил IX Международный кинофестиваль. На внеконкурсном показе демонстрировались, как это обычно бывало, самые интересные ленты. Среди них — свежая картина Микеланджело Антониони «Профессия: репортер».
И тут выясняется, что легендарный режиссер вместе со съемочной группой приглашен на прием к Элеонориным друзьям — в дом нейрохирурга Александра Коновалова.
Это были не просто гости, квартира для встречи выбиралась вышестоящими инстанциями и должна была показать иностранным гостям, как живут в России, — гигантская библиотека, рояль, картины...
Лоре тогда никого не хотелось видеть, но упустить такой случай она не могла. 60-летний Микеланджело к тому моменту уже устал от фестивальной шумихи, был задумчивый и злой.
Положение спасал живой и обаятельный Тонино Гуэрра (по его сценариям были сняты почти все фильмы Антониони). Он шутил, старался всех вовлечь в разговор. Вот и Лору спросил: «Вы были в Италии?» На ответ «нет» поинтересовался: «А вы бы хотели?».
Куда ему было понять, что в Советском Союзе свободное передвижение по миру невозможно.
Через 20 дней она получила приглашение в Италию: «Моей невесте Элеоноре Яблочкиной». Кто-то посоветовал написать про невесту, чтоб наверняка выпустили. Лора отложила приглашение подальше и никому про него не сказала — не хотелось из-за случайного знакомства терять работу на «Мосфильме», а уж уволили бы непременно.
Но зимой они снова встретились. Гуэрру тогда позвал в Россию Сергей Бондарчук, который хотел снимать фильм о Москве по его сценарию.

Фильм снят не был. Но любовь с рыжеволосой москвичкой, так походившей на венецианских красавиц, закрутилась вовсю, и ни Госкино, ни КГБ не смогли этому помешать.
Тогда-то он и подарил ей птичью клетку, наполненную обрывками бумаги со смешными и трогательными фразами: «Я хочу говорить тебе круглые слова», «Если у тебя есть гора снега, держи ее в тени».
Или ту, что звучала потом в финале «Ностальгии» Андрея Тарковского: «Воздух — это та легкая вещь, что вокруг твоей головы. Она становится светлее, когда ты улыбаешься».
Гуэрра в тот приезд увидел другую Москву: Шепитько, Хуциева, Тарковского, Хамдамова — авторов лучшего русского кино. Белла Ахмадулина перевела его стихи...
Тонино был покорен и очарован, прежде всего Лорой, открывшей ему этот мир. А затем и она все-таки попала в Италию, и тут уж настала Лорина очередь щипать себя, чтоб доказать, что вечер в обществе Феллини, Мазины, Маркеса и Антониони — это не сон. А Тониночко, как потом звала его Лора, был с ними накоротке.
Тонино с Лорой счастливо прожили вместе 35 лет, до самой его смерти в 2012 году.
Быть спутницей гения нелегко… Ранее «Моя Планета» писала о русских женах Пабло Пикассо, Ромена Роллана, Хосе Рауля Капабланки. У каждой из них были свои секреты. А здесь — история Лидии Делекторской и Анри Матисса, в которой горечи больше, чем радости.