Школьные наказания: история и современность

Более 50% учителей в Афганистане 10 лет назад полагали, что телесное наказание — прекрасный способ воспитания детей. Однако после юридического запрета побоев в 2008 году им пришлось изучать другие способы воздействия на учеников.

Исследование о насилии над детьми в Албании, в котором приняли участие 92 преподавателя из двух школ и трех детских садов, показало: 30% педагогов считает, что бить детей «полезно для их же блага».

21% сказали, что если не ударить ребёнка, он выйдет из-под контроля. Правда, большинство из этих педагогов согласились с тем, что наказания не сделают из ребёнка достойного человека и надо что-то менять…

Ещё 100-200 лет назад во многих теперь уже цивилизованных странах телесные наказания считались обычным явлением.

Русский врач и этнограф Николай Жбанков в статье «О телесных наказаниях в начальной школе» писал, что в разных гимназиях телесным наказаниям подвергалось от 1/7 до половины всех учащихся.

Взрослые и власть имущие злоупотребляли полномочиями, издевались над подопечными, разве что не забивая их до смерти.

Помимо побоев розгами и плетьми, распространённым наказанием было отодрать ребёнка за уши. «В Юрьеве, Владимирской губ., учитель из семинаристов рвал ученикам уши, — пишет Жбанков, — даже до крови, бил их линейкой; одного так ударил, что он без шапки убежал домой в село».

Один из находчивых педагогов (писал «Смоленский вестник» от 1902 года) устроил двум мальчикам-воришкам травлю от других учеников.

Он заставил мальчиков пройти между рядами учеников, и каждый из школьников должен был плюнуть им в глаза, приговаривая «воры, воры».

Избиение крапивой, щипки с вывертом, побои предметами, которые попадутся под руку, — фантазия школьных работников не знала границ.

После таких воспитательных мер дети теряли зрение, слух, кто-то и вовсе лишался ума. Учителя попадали под суд, но детям уже никто не мог вернуть здоровье.

Обыкновенным делом считалось оставить школьника без обеда или в воспитательных целях два раза стукнуть по рукам линейкой.

В Швейцарии, например, был целый свод правил — кого, чем и за какие наказания сечь. Постепенно Европа отказалась от таких мер воспитания.

Первой от насилия над учениками отказалась Польша (1783), затем Нидерланды (1920), Италия (1928). А вот Германия официально признала наказания незаконными только в 1993 году.

В России педагогическое сообщество взяло официальный курс против любых насильственных мер в отношении детей после революции 1917 года.

Однако, как показывает исследование организации «Глобальная инициатива по прекращению телесных наказаний детей» (Global Initiative to End All Corporal Punishment of Children), в некоторых странах учеников школ до сих пор унижают, несмотря на запреты государства.

Так, в Индии учитель в ярости может наброситься на ученика с кулаками. Хотя это не самое страшное, учитывая, что ещё 20 лет назад учеников за провинности (не сделал домашнюю работу, опоздал на урок) заставляли присесть, пропустить руки под коленями и взяться за мочки ушей. Этот вид наказания называется мурга.

В Сингапуре и в Южной Корее телесные наказания законны (в первой стране — только для мальчиков) и применяются в качестве дисциплинарной меры. Учеников «угощают» шестью ударами ротанговой трости.

В Саудовской Аравии также не запрещены телесные наказания. Министерство образования даже ввело штрафы, которые должны заставить учителей поумерить пыл.

До сих пор детей бьют во многих странах Африки и Азии. Известно, что в Бангладеш в последние годы дети просто отказываются ходить в школу, когда учитель поднимает на них руку.

В Кении учеников бьют плетью, в Камбодже могут заставить ребёнка съесть очень острый перец чили.