Как создавали Исторический музей
Как на день рождения Петра сделали выставку, которой хватило на два музея, какие художники трудились над отделкой залов и от чего музей пострадал больше: от революции или Великой Отечественной войны, читайте в сегодняшнем выпуске «Истории науки».
В 1872 году Россия готовилась с размахом отпраздновать день рождения Петра I. Способ ему, вероятно, понравился бы. В центре Москвы, в Александровском саду на Кремлевской набережной, отстроили павильоны, где, как и в Манеже, устроили выставки. В основном экспонаты представляли собой технические достижения: машины и товары, с их помощью изготовленные.
То есть, как описывали в «Путеводителе по Москве и ее окрестностям», «систематическiя коллекцiи предметовъ, исчерпывающихъ всѣ тѣ части въ области спецiальныхъ естественно-историческихъ и техническихъ наукъ, которыя имѣютъ соприкосновенiе съ обыденною жизнiю и ея практическими требованiями».
Цель выставки — «указать публикѣ на полезныя примѣненiя въ жизни человѣка естествознанiя въ научномъ и практическомъ отношенiяхъ». Но было в ней немало и политического: недавнее поражение в Крымской войне больно ударило по самосознанию россиян. «Выставка достижений» и пышные празднования должны были людей приободрить.
Выставка продолжалась все лето: с 30 мая по 1 сентября. В ее организации принимали участие и выступали покровителями члены императорской семьи. В члены комитета входили министры, генерал-губернаторы, президент императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.
Проходило мероприятие со всей положенной пышностью: издавался «Вестник Московской политехнической выставки», на открытии исполнялась специально для этого случая написанная Петром Чайковским кантата «В память 200-летия рождения Петра Великого», был даже объявлен конкурс на народную книгу о Петре.
В какой-то момент организаторы Севастопольского отдела (созданного специально, чтобы «собрать предметы, рисунки и изделия, относящиеся до славной обороны Севастополя») решили, что выставка — дело настолько хорошее, что и бросать жалко. И, чтобы экспонаты, собранные со всей России и из-за рубежа, где действовали уполномоченные комитета выставки, не разлетелись снова, было предложено создать постоянный музей.
Один из организаторов, увлекшийся преподаванием и просветительством военный Николай Чепелевский, подал ходатайство цесаревичу Александру Александровичу о создании такого музея. Прошение поддержал тогдашний министр государственных имуществ, воевавший в Крымскую генерал Александр Зеленой. На прошение пришел ответ: «Государь разрешил это дело». Так началось создание Музея имени Его Императорского Высочества Государя-Наследника Цесаревича Александра Александровича (кстати, из той же выставки «вырос» и Политехнический музей).
Министр государственных имуществ Александр Зеленой
Через два года музею отвели место на Красной площади, на месте Земского приказа, Главной аптеки и Московского университета. Здание строилось специально для музея, проекты отбирались внимательно, победило предложение архитектора Владимира Шервуда (автора памятников героям Плевны и Николаю Пирогову) и инженера Анатолия Семенова. Работа шла непросто: Шервуд уделял своему детищу так много внимания, что экспонаты отошли на второй план, что руководство музея совсем не устраивало.
Постепенно музей обзавелся лекционной аудиторией, библиотекой, архивом и отделом рукописей и старопечатных книг. В строительстве применялись новейшие технологии того времени, и стоило оно немало. Из-за проблем с финансированием строительство приостановилось и возобновилось лишь к коронации Александра III в 1881 году.
После завершения строительства началась внутренняя отделка. К ней привлекли Виктора Васнецова, Илью Репина, Валентина Серова, Ивана Айвазовского. Однако закончить работу не удалось и до революции.
Предметы из Гнездовского клада в коллекции Исторического музея, Сергея Савостьянов
Императорская семья посетила музей в конце весны 1883 года, а в самом начале лета его торжественно открыли для простых посетителей. Основой коллекции стали экспонаты исторического отдела выставки. Многие богатейшие семьи пополнили коллекции музея из своих собраний.
Революционные события и установление новой власти стали настоящим испытанием для музея: пострадало и здание, и отделка залов. Часть имевшихся коллекций была заменена другими, лучше соответствующими новым идеалам. В годы войны собрания музея эвакуировали в волжский Хвалынск. Но она принесла и пополнение коллекций, экспонаты приходили с фронта. После войны началось восстановление залов, представлявших историю царской России, а в 1980-2000-х годах прошла реконструкция здания.