Как в России выбирали правителей
Выборное законодательство в России не всегда было таким подробным, как сейчас, и, что уж лукавить, довольно запутанным для простых граждан. Например, на вечевых собраниях в Великом Новгороде, ставших прародителями современных выборов, для волеизъявления зачастую было достаточно громко кричать, топать ногами и кидаться с кулаками на человека с альтернативной точкой зрения.
История отечественных выборов уходит корнями в глубокую древность. В той или иной форме они проводились практически во все периоды существования государственности на Руси, однако устроены были совершенно по-разному.
Новгородское вече
Вече — понятие многозначное. Так называли и форму государственного устройства, напоминающего республику, и собрание граждан с целью решения злободневных вопросов. Упоминание о вече встречается в «Повести временных лет». Например, в записи, оставленной летописцем под 1069 годом, читаем: «…сотвориша вече, послаша к Святославу и к Всеволоду, глаголюще: «Пойдите во град отца своего и княжита»». Примечательно, что ни одно, как бы мы сейчас сказали, должностное лицо не могло быть избранным без одобрения народного собрания.
О том, что вскоре состоится вече, горожане узнавали благодаря ударам колокола, закрепленного на башне, стоявшей на вечевой площади. Благодаря археологическим раскопкам мы знаем, что у голосовавших даже были примитивные избирательные бюллетени. Принимали решение просто: за что проголосовало большинство, то и вступит в силу. Однако особого порядка на подобных выборах не наблюдалось. Источники свидетельствуют, что горячие споры на вече зачастую даже приводили к дракам.
«300 золотых поясов»
В донесении рижских купцов, датируемом 10 ноября 1331 года, возникает новое понятие, которое доселе ни в каких документах не фигурировало. Купцы докладывали, что в Новгороде повздорили несколько немцев и русских. Не обошлось без рукоприкладства, да такого, что один из русских после драки отправился на тот свет.
Для решения конфликта мирным путем (насколько это, конечно, еще было возможно) немцы обратились к посаднику, наместнику и «тремстам золотым поясам». В итоге иностранцам удалось откупиться и вызволить своего земляка-убийцу, но в данной истории это не главное. Интереснее всего было бы узнать, кем именно являлись упомянутые «золотые пояса».
Среди историков по этому вопросу, как и по многим другим, нет единого мнения. Например, Василий Ключевский полагал, что «300 золотых поясов» — это представители знати, которые имели право участвовать в вече. В противовес этому датский ученый Кнуд Расмуссен предположил, что «золотые пояса» — совсем другой орган власти, который не отменял общегородского вече.
Боярская дума

В боярскую думу, ставшую логическим продолжением думы княжеской, входили представители высшей аристократии. В общем и целом, роль думы была номинальной: ни одно решение она не принимала против воли царя-батюшки. Получалось, что верховная власть в государстве состоит из двух неразрывно связанных «частей»: думы и самого царя.
Подобное единство отчетливо отражалось в формулировках: «Государь указал, и бояре приговорили» или же «По государеву указу бояре приговорили». Словом, никакой самостоятельности у этого органа правления не было и в помине. Исключение составляют, пожалуй, только юные годы Ивана Грозного, когда боярам удалось получить практически неограниченную власть. Впрочем за самоуправство они вскоре поплатились.
Избрание царя

Одним из интересных эпизодов в истории российских выборов стало появление такой процедуры, как избрание царя. Строго говоря, ей подвергались все цари, за исключением самого первого — Ивана IV — и некоторых монархов Смутного времени, в том числе самозванцев.
Избрание царя проводил Земский собор. Функция этого мероприятия была номинальной, однако считалась необходимой даже в тех случаях, когда законность наследования престола была очевидна всем и каждому.
Потребность в таком избрании появилась после смерти Ивана Грозного. Дело в том, что в духовном завещании монарха фигурировал его сын Иван, который на момент кончины отца и сам был мертв. Именно для того, чтобы юридически оправдать воцарение Федора, другого наследника, и пришлось впервые созывать Земский собор.