Чем обеспечивает свое существование Исландия?

АЛЕНА ДЕРГАЧЕВА

Студентка факультета журналистики РГГУ, работаю в TheQuestion

Есть один прекрасный репортаж , который я процитирую, потому что лучше написать точно не получится. Вы, наверное, сами заметили, насколько популярной стал этот маленький клочок земли на краю света в последнее время и как много появилось невероятных и одинаковых фотографий с исландским ландшафтом (примерно как на обложке вопроса) на страницах у модных инстаграмеров? На острове снимают «Невероятную жизнь Уолтера Митти», «Игру престолов», «Изгой-один», становятся популярными фильмы о викингах, исландские свитера или свитера, сшитые в стиле исландских, все чаще мелькают в толпах в холодное время года.

Автор очень подробно (и смешно) рассказал, в чем секрет «исландского экономического чуда» и невероятной популярности страны китобойцев:

Все экономические успехи Исландии — череда случайностей, а не тонкого расчёта. Показательна история с главным исландским экспортным товаром — сушёной треской. Когда в 1944 году исландцы получили независимость, а американские военные ушли, огромные объёмы трески понадобилось куда-то девать. Исландцы увеличили экспорт. Спрос рос, всё больше людей вовлекалось в рыболовство. Тогда активная половина населения захотела ловить ещё больше рыбы, и страна вступила в «тресковые войны» с Великобританией. Исландия трижды убедила британцев отодвинуть границы исключительной экономической зоны — с 4 км до 200 км. Исландцы разыграли козырь, имевшийся на руках, — единственную военную базу НАТО в северных водах. Островитяне угрожали её закрыть или передать Советскому Союзу, что категорически не устраивало Североатлантический альянс. Столпам мировой геополитики пришлось уступить. В 1986 году Михаил Горбачёв и Рональд Рейган встретились и завершили холодную войну именно в Рейкьявике.

Ещё один козырь Исландии — бурные реки и геотермальные источники — привлёк инвесторов дешёвой энергией. Транснациональный горнометаллургический концерн Rio Tinto открыл в Исландии завод, выплавлявший алюминий. Затем ещё два, плюс один строится сейчас. Глинозём привозят на судах, а обратно отправляют алюминий. Сами исландцы инвесторов не зазывали и до сих пор протестуют против новых заводов из-за опасений за экологию».

В 2010 году началось извержение вулкана Эйяфьядлайёкудль, образовав столб пепла высотой 13 километров. Это событие на две недели парализовало движение авиарейсов по всей территории северной Европы. «Сотни тысяч людей застряли в аэропортах, пришлось отменить массу спортивных и культурных мероприятий, а Обама, Меркель и Саркози не смогли посетить похороны президента Польши Качиньского. "Эта мелкая точка на карте опять испортила всем жизнь", — писали европейские газеты в 2010 году. Исландию проклинал весь континент».

Как бы ни было парадоксально, но эта катастрофа стала отправной точкой для возрождения исландского экономического могущества. «Про страну наконец узнали по всему миру. Уже через год на остров огромным потоком повалили туристы. Везде начали и продолжают строить отели, кемпинги, открывать всевозможные турагентства, пункты проката машин, музеи, организовывать рыболовные экскурсии. В 2015 году туризм принёс 365 млрд крон в иностранной валюте — 31% от всех её поступлений, больше, чем рыба и алюминий, — и составил 8% от ВВП. Каждый иностранец оставляет в стране 160 000 крон (около 100 000 рублей). Охотнее других едут американцы (243 000), британцы (241 000) и немцы (103 000). Россияне отстают — всего около 5000 за позапрошлый год».

Исландия заработала на туризме в 2015 году 2,9 млрд долларов! То есть за последние несколько лет в экономике Исландии все изменилось — туризм вытесняет рыболовный промысел: ледники и вулканы приносят больше прибыли, чем исключительная экономическая зона вокруг острова.