Войти в почту

Правда и вымысел о московском метро

За более чем 80-лет работы Московский метрополитен породил огромное количество разнообразных мифов и легенд. МОСЛЕНТА отделила удивительные факты из истории столичной подземки от вымыслов и выяснила, действительно ли под мавзолеем должна была находиться станция и правда ли прототип матроса-регулировщика с «Площади революции» танцевал с Елизаветой II.

Трамвайное лобби

Московское метро могли начать строить еще до Революции, ведь первый проект подземной линии рельсового общественного транспорта был предложен на рассмотрение городской думе еще в 1902 году. Создали его инженеры Балинский и Кнорре, по их замыслу, линия должна была протянуться от Замоскворечья до Тверской заставы.

Однако дума его отклонила с довольно-таки издевательской резолюцией: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…».

Оказывается, виноваты лоббисты, поддерживавшие трамвайные предприятия города. Трамвай тогда приносил значительную часть прибыли в казну, так что гласные городской думы раскритиковали проект и «завернули» его как недостаточно проработанный.

Станция под мавзолеем

Все же идея подземного транспорта оказалась слишком хороша, чтобы так легко от нее отказываться. Вернулись к ней уже после смены власти в стране.

К 1925 году был готов первый проект Московского метрополитена, заказанный немецкой компании Siemens Bauunion Gmbh. Однако 80 километров тоннелей и 86 станций так и остались на бумаге — денег на реализацию не нашли.

Одновременно с этим создавался отечественный проект столичного метро, который в течение семи лет готовил специальный отдел, созданный при московской городской железной дороге. Именно он в итоге и был утвержден в 1930 году.

Почти все станции, задуманные разработчиками, были построены и по сей день принимают пассажиров. Разве что от платформы под Мавзолеем на Красной площади решено было отказаться.

Золотой эскалатор

К созданию столичной подземки приступили в конце ноября 1931 года. Первая стройплощадка открылась во дворе дома №13 по Русаковской улице, недалеко от Сокольников. Открыть одноименную станцию планировали к очередной годовщине Революции в 1934 году.

Однако сроки были сорваны — не хватило эскалаторов. Проблема была в том, что тогда их выпускали всего две фирмы в мире, и «Метрострой» за 200 тысяч золотых рублей приобрел только один эскалатор с целью последующего копирования и удлинения лестниц.

Кстати, самый длинный эскалатор в московском метро установлен на самой глубокой станции «Парк Победы», вырытой в 84 метрах под землей.

Открытие состоялось 15 мая 1935 года, тогда в эксплуатацию были введены 13 станций: первый участок растянулся от «Сокольников» до «Парка культуры», с него можно было пересесть на второй участок — Смоленская ветка со станциями «Арбатская» и «Александровский сад» (тогда «Улица Коминтерна»). И да, сама столичная подземка носила тогда имя комиссара путей сообщения Кагановича, а не Ленина.

Герои в бронзе

Скульптуры на открывшейся в 1937 году станции «Площадь Революции» изображают реальных людей. Например, матроса-сигнальщика скульптор Матвей Манизер лепил с курсанта Военно-морского училища Олимпия Рудакова.

Поразительный факт: в 1953 году, уже будучи капитаном первого ранга, Олимпий привел в Портсмут крейсер «Свердлов» для участия в морском параде по случаю восшествия на престол Елизаветы II. Рудаков присутствовал на церемонии коронации и преподнес ее величеству подарок от советского правительства — горностаевую мантию, за что был удостоен приглашения на вальс и танцевал с английской королевой.

Бомбежка «Арбатской»

В годы Великой Отечественной войны по ночам и во время бомбежек станции метро превращались в бомбоубежища, госпитали и роддома, где родилось 217 детей. В метро проходили партсъезды, здесь же работал штаб обороны.

В первую воздушную тревогу в ночь на 22 июля 1941 года на платформах под землей собрались 500 тысяч человек, причем прятались люди не только на станциях, но и в тоннелях. А на следующий день там произошла огромная трагедия. Вот как описывает этот день Анатолий Воронин в книге «Москва 1941 год»:

Днем, в 16-17 часов, 23 июля в районе станции «Арбатская» была сброшена фугасная бомба. Воздушной тревоги еще не было. Население в панике бросилось к станции, где вследствие паники при падении на лестнице было задавлено 46 человек со смертельным исходом.

Вообще 23 июня Арбатско-Покровской линии (ныне это Филевская линия) сильно не повезло. Еще одна бомба прямым попаданием пробила перекрытие тоннеля на перегоне «Смоленская» — «Арбатская». Взрывной волной, осколками и обломками перекрытия было убито 14 человек и до двух десятков тяжело и легко ранено. Отверстие было оперативно заделано, однако эта «заплатка» на потолке тоннеля до сих пор напоминает о том трагическом июльском дне.

Подготовка к затоплению

В самый тяжелый период битвы за Москву, когда 15 октября 1941 года Государственный Комитет обороны СССР принял решение об эвакуации столицы, Каганович отдал приказ закрыть и уничтожить Московский метрополитен.

Ночью началась подготовка к его затоплению, отдельные объекты были заминированы, на «Динамо» приступили к демонтажу эскалаторов, а в депо «Сокол» стали готовить к эвакуации последние вагоны.

16 октября единственный раз за всю свою историю столичный метрополитен не открылся. Но уже к вечеру приказ о его уничтожении был отменен, наутро станции уже работали. А с мая 1942 года удалось возобновить строительство тоннелей и новых станций, до конца войны их открыли еще семь.

Сбитый барельеф

До наших дней в московском метро можно увидеть изображения Ленина, а вот скульптуры и мозаики с изображением Сталина в разные годы были демонтированы. Барельеф «Сталин и конституция СССР» убрали с «Площади революции» в 1947 году при строительстве второго выхода, еще при жизни Иосифа Виссарионовича. Тогда же на станции демонтировали четыре бронзовые фигуры, которых после этого осталось 76.

Еще один медальон с портретом Сталина сбили с мозаичного панно «Мир во всем мире» в торце «Новослободской» уже при Хрущеве. Образовавшуюся пустоту заполнили изображением трех белых голубей из смальты. При этом на месте остался центральный образ композиции — счастливая мать с ребенком на руках. Те, кто знал жену архитектора станции Тамару Душкину, уверяли, что именно она изображена на панно.

Рижские витражи

Доподлинно известно, что витражи на «Новослободской» изготовлены латвийскими художниками. При этом они использовали стекла, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и изначально предназначавшиеся для костелов.

А вот похожую легенду об элементах декора на «Комсомольской» Кольцевой линии, увы, не удается ни подтвердить, ни опровергнуть. Но мы все же ее перескажем. Считается, что смальту для оформления станции брали из запасов Академии художеств, изначально предназначавшихся для украшения Храма Христа Спасителя.

Белый камень из серпуховского кремля

В интернет-публикациях можно встретить информацию о том, что белый камень для декоративной резьбы в отделке «Серпуховской» брали из стен Серпуховского кремля XVI века, который ко времени постройки станции уже разрушался и пребывал в запустении. Отчасти это правда.

При строительстве первой линии московского метро действительно использовался белый камень серпуховского кремля. Но шел он на облицовку тоннелей первой очереди, а не станций. Работы по строительству «Серпуховской» велись в 1983 году, и тогда на станцию поставляли уже новый камень с карьеров.

Рекорды перевозки

За год Московский метрополитен перевозит около 2,5 миллиардов человек. Действующий абсолютный рекорд по проезду за одни сутки был установлен 6 сентября 1997 года в дни празднования 850-летия Москвы. Тогда движение наземного транспорта было почти остановлено и, естественно, все передвигались в основном на метро. За сутки тогда было зарегистрировано около 14 миллионов пассажиров! А стандартный годовой пик перевозок приходится на предновогодние дни. Так, 26 декабря 2014 года через турникеты метро прошли 9 715 635 пассажиров.

Карандаш Сталина

Пожалуй, самая популярная легенда московского метро связана с именем Сталина и объясняет, почему первые линии обозначили красным и синим цветом. Якобы Иосиф Виссарионович, обсуждая с инженерами проект линий первой очереди, взял двусторонний красно-синий карандаш, какие были тогда широко распространены. Когда он провел первую, красную линию, грифель сломался, и вторую линию он рисовал уже синим цветом.

Подобная легенда объясняет и коричневый цвет кольцевой линии: якобы Иосиф Виссарионович лично указал на необходимость ее создания, а чтобы обозначить, где именно она должна пройти, поставил стакан с кофе в центр ватмана с проектом. Оставшийся от нее след «приняли к исполнению», а обозначать кольцевую на схемах метро стали кофейным коричневым цветом.

Красивые мифы, но историки непреклонны — в этом нет ни грамма правды.

Фрагменты храма Христа спасителя

Невозможно подтвердить и другую популярную легенду о том, что установленные на «Новокузнецкой» мраморные скамьи были взяты из храма Христа Спасителя.

В интернете периодически появляются публикации, которые рассказывают, что перед сносом храма мраморные фрагменты облицовки здания демонтировали, распилили и затем использовали эти плиты в облицовке станций «Охотный Ряд», «Площадь Революции» и «Театральная».

Однако никакого документального подтверждения этой легенды не существует. До нас дошли только снимки центральной части внутреннего убранства взорванного собора, и скамей на них нет.