Все в одном: феномен советской кухни 

Все в одном: феномен советской кухни
Фото: Кадр из фильма "Москва слезам не верит"
В 1985 году глава страны объявил «курс на ускорение». В газетных передовицах — реформы, перестройка и гласность. И все эти перемены традиционно обсуждались за кухонным столом. Кухня поистине стала сакральным местом для граждан страны, бесконечно строящей коммунизм. Как менялись люди и интерьеры в советских кухнях? Какие застолья украшал сервиз «Мадонна»? И для чего еще можно использовать граненый стакан?

«Совершенно другая кухня»

К восьмидесятым советская кухня окончательно стала местом почти сакральным. Это феномен, начало которому положили коммуналки. «Коммунальная кухня — это кухня, где иногда было по 15 столов по количеству жильцов, проживающих в квартире, и где у каждого были только стол и маленькая полочка над ним или какая-то тумбочка. Это была совершенно другая кухня», — считает профессор МГХПА им. Строганова, художник-проектировщик мебели, доктор искусствоведения Мария Майстровская.

Почему же другая? Да потому, что, прежде всего, коммунальная кухня была местом битвы за собственность. «Мы жили в коммуналке, — вспоминает эстрадная певица . — Это нельзя, то нельзя! Очередь в туалет! На кухне вот этот столик наш, а сюда ни в коем случае ничего нельзя ставить! И я помню, периодически соседи ругались с родителями. А мы, дети, не понимали: почему на этот стол можно ставить, а на этот уже нельзя? Ну, почему?! Да потому что он чужой».

Но все-таки коммунальные кухни не только разъединяли, но и по-своему объединяли людей. Привычка собираться на кухне для общих разговоров осталась, даже когда граждане получили отдельные квартиры. «И тут же возникает идея кухни, как секционного модульного набора всех этих предметов, — говорит Мария Майстровская. — Эти нижние шкафы, навесные шкафы, отдельные тумбы, столы — это было, конечно, новацией. Да, мы можем смеяться над пятиметровой кухней. Да, мы говорим: „ах, пятиметровая кухня, ах, это ужасно“. Но именно пятиметровая кухня на каком-то этапе, особенно в 60-80-е годы, оказывается тем эпицентром дома, тем очагом дома, который был не только удобен».

Кухонное декоративное искусство

Даже в самые дефицитные времена было множество способов украсить свою бесценную отдельную кухню. Типичный советский хэнд-мейд — дверные занавески из скрепок и нарезанных в полоску журнальных страничек. Каждая полоска туго сворачивалась в небольшой цилиндрик вокруг растянутой скрепки. Потом такие цилиндрики соединялись в длинные цепочки, а из этих цепочек собиралась занавеска из журнальных вырезок. Работа для очень усидчивых хозяек. Это ж сколько вечеров нужно было убить на двухметровую занавеску! Изначально занавески были из бамбука: их поставляли в СССР дружественные азиатские страны. Но «дефицита» на всех не хватало, и граждане подключили смекалку.

«И украшали кухню, конечно же, вот этой всей соломкой гремящей, звенящей — в виде шторок, — вспоминает экстрасенс Алена Орлова. — Когда кто-то шел на кухню, было сразу слышно. И холодильник не надо было открывать для того, чтобы понять, что кто-то зашел».

В свою очередь, доктор искусствоведения Мария Майстровская расценивает такой способ украшения как очень дизайнерский: «Был такой журнал — „Декоративное искусство СССР“, который задавал тон. И он печатал такие вставки „Сделайте своими руками“. В нем подробно рассказывалось, как сделать бусы из глянцевых журналов. Больше всего для этого подходил журнал „Америка“ со своими роскошными глянцевыми страницами».
К восьмидесятым годам интерьеры советских кухонь становятся лаконичны и функциональны. Бабушкины пузатые буфеты с резьбой уже не в моде, современными считаются секции и строгие формы. «Кухонные гарнитуры отечественного производства были очень хорошего качества, — рассказывает доцент кафедры истории и философии РЭУ им. Плеханова Антонина Фомина. — Тумбы, которые стояли на полу, навесные шкафчики — они сначала были простые, потом с рисунками. И оказалось, что население готово покупать, и хочет покупать, и много хочет покупать. И тогда и цены стали повышаться, и стало сложно удовлетворить спрос на них».
«В советских модульных кухнях было огромное количество зарубежных составляющих, — говорит Мария Майстровская. — Мы покупали австрийский пластик, поэтому пластик на первых наших кухнях весь великолепный! Мы покупали прекрасную немецкую фурнитуру — это петли, ручки, всякие приспособления, — а это была лучшая фурнитура тех лет! Мы покупали все дополняющие детали, всякие кюветы, встроенные ящики и выдвижные системы для ящиков».
Конечно, те из граждан СССР, у кого были деньги, а главное — были связи в мебельных магазинах, могли себе позволить не частично, а полностью импортную мебель.
«В наших магазинах были прекрасные чешские кухни, — вспоминает доктор искусствоведения Антонина Фомина. — Были очень хорошие польские кухни, причем красные, синие, — таких ярких цветов!».
А самой дорогой и красивой, по словам Антонины Фоминой, считалась румынская мебель: «Она была очень красивая, но, конечно, румынскую мебель не все могли себе позволить. Населению нужна была какая-то средняя цена. А потом появилась финская кухонная мебель, которая тоже была на порядок дороже».

Украшаем чем придется

«Безукоризненный вкус, тщательная отделка, высокое качество материалов, благородство форм», — так описывала советская реклама тех лет представленные в мебельных магазинах кухонные гарнитуры. Но почему-то получалось так, что в домах прописывались гораздо более простые и неоригинальные кухни.

«Кухни в квартирах были все типичные, ничего оригинального не было в тот момент: какая-то клееночка, какие-то шкафчики типовые, какие-то кастрюльки, — рассказывает Алена Орлова. — Все было очень простое, но каждый стремился как-то особенно акцентировать, что в этом доме живут люди интеллигентные».

В ход шли интерьерные элементы, которые могли использоваться как по прямому практическому назначению, так и в виде украшения.
Чаще всего для этого использовались фарфоровые фигурки Дулевского завода или другого подобного предприятия, например, Гжели, а еще — самовары и жостовские подносы. На таких подносах, расписанных яркими цветами на черном фоне, хозяйки выносили гостям популярные в восьмидесятые торты «Мадонна» и «Птичье молоко».

«Перед Московской Олимпиадой 1980 года художник Пыжов придумал поднос уникальной формы: прямоугольный в плане, но с множеством «пузатых» выступов, — рассказывает экскурсовод Жостовской фабрики декоративной росписи Анна Морухова. — Именно на таких подносах выносили медали и другие награды олимпийским победителям. Маленький подносик диаметром 18 см стоил 83 копейки, а большой, почти полуметровый в диаметре — порядка 10 рублей».

И все-таки в массе своей жостовские подносы стоили недорого, и такое украшение могла себе позволить любая хозяйка. Неудивительно, что на восьмидесятые годы пришелся самый пик этого народного промысла. И кроме того, оригинальная посуда хорошо продавалась за границей, обеспечивая солидный приток валюты в страну.
«Это была хорошая разменная монета на валюту», — рассказывает Анна Морухова. — Действительно, в 70-80 годы до 70% выпускаемой продукции шло на экспорт. В «Березке» были представлены высокохудожественные подносы, самые дорогие — 150-200 рублей. Из наших граждан такое мало кто себе мог позволить. На Кутузовском проспекте был огромный магазин «Сувенир», очень любимый туристами и нашими гражданами — в нем все это тоже продавалось».
«Почему была такая любовь к этим жостовским подносам, декоративной керамике? — задается вопросом профессор МГХПА им. Строганова, художник-проектировщик мебели, доктор искусствоведения Мария Майстровская. — Потому что была тяга к тому, чтобы привнести в дом уют.