Кого русские называли фармазонами
Помните, когда у Безухова Пьера были метания и томления, он решил найти себя в масонстве, встретив старика-масона еще новиковского времени?
Толстой очень смешно описывает их разговоры и ритуалы.
Довольно скоро Пьер пишет: «Братья мои масоны клянутся кровью в том, что они всем готовы жертвовать для ближнего, а не платят по одному рублю на сборы бедных и интригуют Астрея против Ищущих манны, и хлопочут о настоящем Шотландском ковре и об акте, смысла которого не знает и тот, кто писал его, и которого никому не нужно». Масонство для русского человека — это блажь и дурь, либо в лучшем случае — знак сословного статуса наподобие карты в фитнес-клуб или эккаунта на лепре.
Сначала, в 1730-1740-ые годы масонстсво в России не было вполне русским, а развивалось среди иностранцев, так как масонские дипломы служили им для проникновения в среду петербургской иностранной колонии. Приезжий, не имея специальных знакомств, мог рассчитывать, что для него откроются двери сперва пришлых негоциантов, а потом и русских купцов и вельмож. Одним из первых влиятельных деятелей британского масонства стал шотландский авантюрист Джемс Кейт, которого изгнали после восстания якобитов.
Потом русские масоны читали про него на собраниях такие исторические смешные стихи:
«По нем светом озаренный.
Огонь священный здесь возжег.
Храм премудрости поставил,
И нас в братстве утвердил.
Кейт был образ той денницы,
Другого рода ложи также основывал в России разнообразный сброд, вроде секретарей вельмож. Например, секретарь Шувалова, швейцарский барон Генрих Чуди основал в Петербурге собственную ложу.
Из описания рецепции в ложу 1740-ых годов.
«Палата обита черным сукном и по оному сукну на стенах раскинуты цветы белые, во образе звездам, и посреди оной палаты поставлен стол под черным сукном, и на оном столе лежит мертвая голова и обнаженная шпага с заряженным пистолетом; в оную приводят, и огонь вынести должно, и пришедший сидит против стола, а оная мертвая голова, вделанная на пружинах, имеет движение и до онаго касается. Гранметр онаго пришедшего внове для посвящения велит придать трем мытарствам. С обнаженными шпагами, приняв под руки, обводят два раза вокруг предстоящих масонов, с употреблением при том сильного ветра и в воздухе огня, а потом, взведя на особливую к тому приготовленную гору, имея повеления от граметра, дабы оного скинуть с горы, по исполнении сему, оной представляется пред гранметром и присягает ему не иначе, как создателю нашему Иисусу Христу, с приложением к тому печати Соломоновой, которая кладется на левом плече, и потом, циркулем проколов грудь, стирает сам текущую кровь платком, и развязав глаза, повелевают у гранметра целовать левую ногу три раза, по окончании же сего доказывая, уверяют, что храм Соломонов не инако есть, как святое таинство и защитник оного силою своею есть гранметр».
Забавно, что антимасонская пропаганда — стихи церковного сочинения, предостерегающие православных, появились в России почти одновременно с самими масонами.
«Появились недавно в Руссии франк-масоны И творят почти явно демонски законы, Нудятся коварно плесть различны манеры, Чтоб к антихристу привесть от Христовы веры. К начальнику своего общества привозят, Потом в темны от него покои завозят, Где хотяй в сей секте быть терпит разны страсти От которых, говорят, есть не без напасти. Выбегают отовсюду, рвут тело щипцами, Дробят его все уды шпаги и ножами Встают из гробов, зубами скрежещут, Мурины, видя сей лов, все руками плещут А из сего собору в яму весьма темну Приводят их, в комору уж подземну, Где солнечного света не видно ни мало, Вся трауром одета, как мертвым пристало. Там свечи зажженные страха умножают, В гроб положенные кости представляют. Встая из гроба, кости берут нож рукою, И стакан полон злости приемлю другою. Проколов сердце, мертвец стакан представляет, Наполня кровью, как жрец до дна выпивает».
При Екатерине уже все дворянство состояло в масонах, правда, стоит оговориться, ее мужу Петру Федоровичу состояние в масонстве не помогло. Как пишет Григорий Вернадский в книге «Русское масонство в царствование Екатерины II», к концу 1770-ых годов оставалось не много дворянских фамилий, у которых бы не было в масонской ложе близкого родственника. «В петербургских ложах Елагина и Мелиссино состояли членами: князь Несвицкий, графы — два Воронцовых, Щербачев, Перфильев, бароны Унгерн-Штернберг, Воейков, князь Вяземский, граф Фермор, князья Одоевский, Хвостов, графы П. Толстой, Бекетов, Жединский. В Рейхелевых ложах участвовало несколько князей Трубецких. По шведской системе работали графы Апраксины, князья Гагарины, Долгорукие, Куракины, князь Репнин, графы Строганов, Мусин-Пушкин, Шуваловы; Розенкрейцерами были князья Трубецкие, Репнины, Черкасские, Лодыженские, Лопухины, Тургеневы и т.д.»
А вот, что писали сами русские масоны за границу масону герцогу Брауншвейгскому о том, какой ритуал им больше пригоден: скромный или рыцарский. В письме этом — все отношение русской знати к масонству.
Первая широкая организация русского масонства, объединившая несколько лож, создалась в начале 1770-ых годов. Во главе стал
Иван Перфильевич Елагин, тайный советник, сенатор, ордена Белого Орла кавалер, главной Дворцовой Канцелярии член и Главный Директор музыки и театра, известный тем, что в младых своих летах писал весьма изрядные стихотворения и тем, что его тщанием российский театр возведен на степень совершенства. Диплом его на звание провинциального великого магистра был подписан в Лондоне дюком де-Бофором 26 февраля 1772 года.
С самого начала русское масонство создавалось по чисто русскому типу, без низших степеней, потому что никто из знатных масонов не хотел получать какую-то жалкую первую, вторую, или даже третью степень.
Все ложи находились в тесном общении, а масоны перетекали из одной в другую по мере смены места жительства или службы. Правда, с другими ложами они поначалу были на ножах, особенно с разветвленной системой Рейхелевских лож, которые были основаны по шведской системе приехавшим в Россию в 1771 году бывшим гофмейстером Брауншвейгского двора бароном Рейхелем. Он был приверженцем шведско-берлинской системы доктора Циннендорфа, известной также как «Слабое наблюдение». Эта система не придавала чрезмерного значения внешнему блеску организации высших градусов, но в отличие от новоанглийской, она проводила в своих ложах ту строгую моральную дисциплину, которой добивалось и древне-английское масонство. «Барон Рейхель больше четырех градусов не давал, отговариваясь тем, что у него нет больше позволения, и что должно искать».
Ложи Елагина вне ритуальной части представляли собой светские клубы, где после утомительных обрядов рецепции можно было хорошо поужинать в столовой ложи и встретить немало приятных знакомых. По выражению Новикова, братья Елагиных лож почти играли масонством как игрушкой: собирались, принимали, говорили много, а знали мало.
Не найдя в Елагинском масонстве достаточной духовной пищи и привыкнув к странным обрядам во время бесчисленных рецепций, братья начинали глумиться над священными актами масонов.
Русское масонство — один из ярчайших примеров того, как англо-саксонские задумки приживаются на русской земле.