Без жалости: на что способны люди на самом деле

Представьте себе ситуацию: вы принимаете участие в социальном эксперименте. Ваша задача перечислять разные пары слов другому участнику, чтобы тот верно их запоминал, и бить его током, если он допускает ошибки. Вы бы стали делать это? А как думаете, сколько людей согласились бы на такой эксперимент? До его проведения ученые предполагали, что процент испытуемых, которые будут до конца продолжать доставлять боль другому участнику, составит не более двух процентов. Однако результаты исследования удивили и ученых, и психотерапевтов, которые и вовсе были уверены, что до конца продержатся лишь один-два человека из тысячи.

Идея эксперимента «Подчинение: исследование поведения» пришла в голову психологу Стэнли Милгрэму из авторитетного и известного на весь мир Йельского университета. Он просто решил ответить на вопрос, как могли многочисленные немецкие солдаты по приказу руководства уничтожать такое огромное количество ни в чем не повинных людей в концентрационных лагерях. Он даже собрался было в Германию для проведения намеченного испытания, однако после пробного эксперимента на родине психолог выяснил, что надобности ехать так далеко вовсе нет. Хоть исследование в последствие и провели во многих других странах, результаты сильно не отличались от тех, что были получены в США.

Главной целью было выяснить, готов ли человек подчиняться руководителю, даже если требуемое от него действие противоречит его собственным принципам и заставляет причинять боль другому, невинному. Выяснилось, что подавляющее большинство готово, несмотря даже не внутренний конфликт с самим собой и просьбы второго испытуемого немедленно прекратить, в данном случае, подачу тока.

Исследование было продумано до мелочей и подразумевало трех участников: испытуемый первый — «учитель», которым был тот самый человек, чье поведение анализировали; испытуемый второй — «ученик», его роль исполнял на самом деле актер, но первый об этом не знал; и тот, кто руководил экспериментом, не позволяя «учителю» прекратить его раньше времени. Ученые сразу предупреждали, что свой совершенно символический гонорар испытуемый заберет в любом случае, доведен эксперимент до конца или нет. Что лишний раз говорит о том, что не деньги толкали человека к действиям.

Людям, участвующим в эксперименте, утверждали, что он проводится для того, чтобы выявить связь между болью и памятью человека. Итак, «учитель» перечисляет «ученику» пары слов, которые тот должен запомнить. Затем он их повторяет, и если пара названа неверно, «учитель» нажимает на кнопку, которая отправляет разряд тока в электроды, подсоединенные к телу «ученика». На самом деле этого, конечно, не происходило, но актер мастерски изображал боль от удара током и «учитель» не догадывался о реальном положении вещей. С каждой ошибкой напряжение посылаемого разряда необходимо было увеличивать. Начиналось от 30 В и заканчивалось 450 В — после нескольких нажатий на кнопку с таким высоким напряжением планировалось завершать эксперимент. Однако ученые заранее были уверены, что до этой цифры дойдет разве что один или несколько человек за все время исследований. Как уже упоминалось ранее, они сильно ошиблись.

Доходило до того, что актер начинал откровенно молить о помощи, кричать от боли и предупреждать, что у него и до этого были проблемы с сердцем, и теперь они дают о себе знать. Если «учитель» предпринимал попытку сжалиться над ним, экспериментатор (руководитель) говорил ему продолжать. У исследователей даже были заготовлены специальные фразы, препятствующие досрочному прекращению испытания:

  • «Пожалуйста, продолжайте»;
  • «Эксперимент требует, чтобы вы продолжили»;
  • · «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили»;
  • · «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать».

Если и после четвертой фразы человек отказывался продолжать, все заканчивалось.

Что интересно, когда руководителя меняли местами с «учеником», и, сидя с электродами, он просил не нажимать на кнопку, испытуемый этого не делал, даже не смотря на требования теперь уже «ученика», — то есть человек отказывался подчиняться другому, если тот либо с ним наравне, либо ниже рангом.

Исследование показало, что 65% испытуемых не прекращали подачу тока даже после криков «ученика», а продолжали увеличивать напряжение до 450 В, и так вплоть до того, пока руководитель не приказывал остановить эксперимент. И лишь 5% отказались поднимать напряжение заряда выше, чем в 300 В. Однако не стоит забывать о том, сколько людей просто отказались от участия в данном мероприятии — это число в статистику не вносили.

Милгрэм заключил, что даже у взрослого адекватного человека слишком сильно выражена готовность выполнять указания авторитета, даже если он сам никогда бы не счел правильным сделать то, что велит руководитель. Еще одной интерпретацией результатов исследования считается мысль, что люди привыкли доверять мнению эксперта, даже если на самом деле с ним не согласны.