Что думали наши предки о происхождении Руси

В XVII-XVIII веках в России очень популярна была книга под названием «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске». Можно сказать, что для образованной публики того времени этот текст был примерно тем же, чем для наших современников является «История государства Российского» Карамзина.

Что думали наши предки о происхождении Руси
© Кириллица

Со «Сказания» начиналось изучение родной истории, эта книга была отправной точкой для пытливого читателя. А для читателя не очень пытливого «Сказанием» круг чтения не только начинался, он им и ограничивался, поскольку образованный человек находил в этой книге все, что ему следовало знать о ранних этапах истории России.

Происхождение текста «Сказания»

Своим читателям в XVII-XVIII веках «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» было известно, как предисловие к новгородской «Степенной книге». Иногда ее называли «Новгородский летописец». Еще одно название этого текста звучит так: «О истории еже о начале Руския земли и создании Новаграда». «Сказание» известно исключительно в списках XVII и XVIII столетий. Самый старый список датируется 1630 годом. Включено «Сказание» и в «Хронограф» патриарха Никона, и в Новгородскую III летопись. Все современные издания «Сказания о Словене и Русе» основываются на списке из «Хронографа».

В наше время историки А. В. Лаврентьев и Е. С. Галкин выдвинули обоснованную версию, что автором «Сказания» является митрополит Киприан – архимандрит Хутынского монастыря, посланный в Сибирь предстоятелем Тобольской епархии. Киприан был не только прекрасным организатором, но и великим книжником, основателем сибирского летописания.

Содержание

«Сказание» начинается с библейской истории о разделении земли между сыновьями Ноя. Правнуки Иафета Скиф и Зардан ушли в земли Причерноморья. Их потомки создали страну Великую Скифию. Князьями Скифии были братья Словен и Рус, которые увели часть народа скифов с берегов Черного моря к озеру Ильмень. Здесь они основали город Словенск – по имени князя Словена, а сами стали называться славянами. Далее, «Сказание» повествует о далеких походах Словена и Руса, и их потомков, которые завоевали себе многие земли, славу и богатство. Они дошли не только до великой реки Оби, но ходили воевать и в «Египецкие» страны. Наконец, о подвигах славян узнал даже самодержец всей земли Александр Македонский. Он решил, что воевать со славянами ему слишком далеко, да и небезопасно, и даровал им письмо «царскою рукой подписанное», в котором даровал «народу словенскому, колену русскому» в вечное владение земли «от моря Варяжского до моря Хвалынского».

Есть в повести и рассказ о призвании варягов. Это было сделано по повелению князя новгородского Гостомысла, который, умирая, сказал старейшинам, чтобы они отправили послов в Прусскую землю и молили себе там князя из рода кесаря Августа. Таковым князем и стал Рюрик, который прибыл в землю славян с братьями Трувором и Синеусом. Завершается «Сказание» княжением Владимира и принятием христианства.

Критика

Несмотря на огромную популярность «Сказания о Словене и Русе и городе Словенске» его начали подвергать критическому осмыслению еще в XVII веке. Хорватский богослов и публицист Юрий Крижанич был возмущен тем, что автор «Сказания» выводит славян от скифов, кроме того, он едко высмеивал письмо Александра и совершенно не верил в происхождение Рюрика от римского кесаря. Один из первых русских историков П. Н. Крекшин делал попытки ввести «Сказание» в научный оборот, но эти попытки были категорически отвергнуты автором «Истории Российской» В. Н. Татищевым. Татищев прямо называет автора «Сказания» «вралем». Несколько снисходительнее к этому труду был Ломоносов, который, признавая полную неправдоподобность историй о братьях Словене и Русе, все же считает, что «описанные дела славян правде не противные». Сомневаясь в латинском происхождении Рюрика, Ломоносов, тем не менее, считал вполне вероятным призвание варягов из Пруссии.

Собственно, именно по пути, предложенному Ломоносовым идут сегодняшние исследователи «Сказания о Словене и Русе»: оставляя в стороне откровенно вымышленные мотивы, они ищут фольклорные истоки этого текста, который, при правильном подходе к изучению может стать источником по древнейшему, языческому пласту славянских представлений об истории и мироздании. Именно так и подходил к «Сказанию» академик А. Б. Рыбаков. Впрочем, «Сказание о Словене и Русе» в наши дни для ряда последователей «фолк-хистори» (неакадемической истории), таких, как А. И. Асов, В. Н. Демин, является совершенно достоверным источником по древнейшей истории славян.