Зачем советские зэки "набивали" наколки со свастикой
Советские тюремные наколки в каком-то смысле можно назвать произведениями искусства. Тюремные мастера изготавливали вручную весь свой инвентарь, и творили им весьма сложные и красивые картинки. Но главный атрибут советской тюремной татуировки — ее почти поэтическая метафоричность и иносказательность.
Каждая татуировка иносказательно передает определенную фразу, чаще всего тоже иносказательную. В тюремной геральдике огромное количество символов, и смысл татуировки зависит еще и от их сочетания. Кроме того, носитель татуировки имеет право вкладывать в тот или иной символ свою собственную трактовку.
Так, известный всем «СЛОН», который принято расшифровывать как «Смерть легавым от ножа», может значить не только это. Например, исследователь тюремных традиций Д.С. Балдаев в своем «Кратком словаре тюремно-лагерно-блатного жаргона» приводит еще и такие значения этой татуировки: и чувство любви, и сетование на несчастную жизнь, и презрение к «сукам».
Довольно важное место в советской тюремной татуировке занимают нацистские мотивы: здесь и свастики, разнообразные кресты. в том числе и символика русских частей СС, руны, «мертвые головы», и многое другое. Давайте, какие значения имели эти символы в тюрьме, и были ли их носители нацистскими симпатизантами.
Общий нарратив
Советское тюремное общество стремилось дистанцироваться от какого-либо муссирования этнических вопросов. Людям свойственно объединяться со своими соотечественниками и единоверцами, и тюремные порядки такое не осуждали, однако проявления этнической вражды были неприемлемы.
В замкнутом пространстве, в котором собиралась такая многонациональная публика, это было подобно смерти. Поэтому нацистские татуировки у советских заключенных точно не имели никакого отношения к национальной вражде и розни. Уже в современной России, когда тюрьмы стали более моноэтническими, и в них оказалось множество неонацистов, свастики и кельтские кресты на телах сидельцев стали приобретать тот же смысл, какой они имели на воле.
Но в советское время все эти символы в целом обозначали протест против системы, общественной морали, но в первую очередь власти и советского государства в целом. Нацисты воевали с коммунистами, с Советским Союзом — и именно поэтому блатные использовали их символику. Другой стороной этого смыслового поля было множество татуировок с Лениным, Сталиным и Марксом в обличье чертей, оскорбления в сторону компартии : «Я срать хочу на КПСС», «КПСС- злейший враг народа», и так далее.
Порой это заходило еще дальше, и заключенные славили на своем теле Адольфа Гитлера. Но они славили его не как ужасного тирана и убийцу, а как главного врага Советского государства и коммунистов. Если бы аналогичная традиция существовала в тюрьмах Третьего Рейха, там бы набивали портрет Сталина и серп и молот.
Единственное, что сближало многих советских зэков и нацизм — антисемитизм. Многие татуировки, в которых фигурирует Гитлер, расшифровываются именно в таком ключе. Однако этот антисемитизм, ужесточенный в своем формулировании грубостью зоны, на деле никак не проявлялся. И. Бакштейн, разоблачая мифы русского языка, писал, что случаи массового антисемитизма в советских тюрьмах зафиксированы не были.
Частные случаи
В «Словаре» Д.С. Балдаева мы находим большое разнообразие нацистских татуировок. Во время написания книги этот ученый лично пообщался с множеством заключенных и с их собственных слов записал объяснения значений их наколок.
Первая группа татуировок — подключичные звезды воров в законе, паханов, авторитетов и отрицал. Здесь мы находим несколько очевидно нацистских образов. Татуировку в виде звезды, в центре которой меч, вокруг которого маленькие свастики и руны-молнии, ее носитель истолковал как «стал вором от нищеты и бесправия». Здесь очевидна претензия к системе: несправедливое государство толкнуло человека на преступления. Абсолютно так же расшифровал свою татуировку в виде звезды с крестом РОНА в центре другой заключенный.
Еще один популярный мотив — символика SS, двух рун Одал. SS в советской тюрьме чаще всего значило «сохранил совесть» — то есть горделивость отрицалы. У Балдаева этот смысл мы встречаем у татуировки «погон».
Наконец, наколка на палец в виде перстня со свастикой мог означать разные вещи. В общем смысле это знак отрицалы, непримиримого борца с «мусорскими порядками». Однако один из сидельцев объяснил свой перстень-свастику как атрибут анархиста (что, впрочем, на воровском языке является синонимом отрицалы). Так же другой заключенный расшифровал и свастику на коленной чашечке.