Чем сибирские фамилии отличаются от русских

Сибирские фамилии русских людей действительно отличаются от фамилий великороссов своим несколько «неканоническим» происхождением. Большая их часть появилась в конце XVIII века. Они не были образованы от профессий или от имен предков – отцов и дедов (хотя встречаются и такие), а имеют свои особенности.

По прозвищам атаманов

Многие сибирские фамилии ведут свое происхождения от имен и даже от прозвищ атаманов-первопроходцев. То есть предки современных сибиряков не были прямыми потомками атаманов, но сама фамилия стала свидетелем того, что кто-то из их дедов пришел в Сибирь под началом атамана. Например, среди войска, собранного атаманом Ермаком Тимофеевичем, были атаманы Мещеряк, Иван Кольцо, Богдан Брязга, Никита Пан. Отсюда пошло прозвание самих казаков – Мещеряковы, Пановы, Ермаковы, Брязгины, Кольцовы.

По родному селу

Множество сибирских фамилий вело свое происхождение от той родной местности, «малой родины», откуда в холодный край явились первопроходцы и переселенцы. Историк Петр Андреевич Словцов в труде «История Сибири» писал, что сибирский край добыт и населен «устюжанами и их собратьями». И действительно в Сибири часто встречается фамилия Устюжанин, Кoстрoмин, Пинeгин, Волoгжанин.

«Военные» фамилии

Быт первых переселенцев был острожным. В отдаленных крепостях казаки, а позже – государевы стрельцы жили по-военному уставу, зная, что вокруг – таёжная земля, полная воинственных сибирских народов и дикого зверя. У служилых людей и казаков и фамилии были соответствующие: Пушкарёвы, Стрельцoвы, Брoнниковы, Годoвиковы – годовиком звали казака, посланного на год служить в дальний острог или собирать ясак в самых опасных местах. Фамилия Нoвик обозначала новобранца, принятого в государевы люди из ушкуйников или из казачьих детей– обо всем этом пишет иркутский краевед Геннадий Михайлович Бутаков в статье «Спросил Новик у Годовика», посвященной исследованию прохождения сибирских фамилий. Фамилия Сороковиковы, распространенная среди русского населения Бурятии (здесь встречаются отдельные селения в которых почти все русские носят такую фамилию) происходит от названия пищали-«сороковки», что означало крупный калибр оружия. Кроме этого «сороковым зельем» звали порох, предназначавшийся для стрельбы из пушек огромными ядрами в сорок фунтов каждое. Сибирские краеведы считают, что местная фамилия Воротников образовалась от стрелецкой должности «воротник» – так называли человека, стоявшего на воротах острога и ответственного за их своевременное открытие и закрытие. Фамилия Толмачев ведет свое происхождение от военного переводчика – казака или стрельца, который знал местный язык и вел переговоры с князьями и торговцами. Часто толмачами были и люди из местных – сибирские татары, буряты, эквенки, которые шли на службу царю и принимали православную веру, после чего им давали фамилию Новокрещенный, Новокрещенных или Новокшенов, Новокшен. Кроме этого, местным людям, пришедшим на службу к царю, давали фамилию Иноземцев.

Казачьи фамилии

Много среди сибирских фамилий и таких, которые ведут происхождение от казацкого быта – от лошадиной сбруи, от казацкой одежды: Хомутовы и Развозжаевы, Сукневы и Шерстовы, Бархатовы (знатные казаки любили себе шить одежду из бархата) и Подпругины, Жеребцовы и Мериновы. Другие фамилии происходили от казацких должностей: Головин, Сотников, Пятидесятников, Есаулов, Атаманов. Фамилия Беломестных была дана казакам Янлдинского острога в XVII веке. «Белым местом» в те времена называли привилегированное место, свободное от повинностей. Эти казаки занимались земледелием, но должны были в случае чего встать на пути лихих людей, пришедших с Ангары. Некоторые фамилии все же происходили от профессий, появлявшихся на новом месте. Например, Усольцевы варили соль, а Ладейщиковы строили речные корабли.

Фамилии переселенцев

Ссылали в Сибирь и пленных солдат; им давали фамилии Немцов, Немчинов, Шведов. Фамилия Пахолков указывает на происхождение предков из Лифляндии. Черкасовы и Черкашины вели происхождение от черкесов, а Литвиновы или Литвинцевы – от «литвы» – переселенцев-белорусов. Выходцы с русского севера принесли с собой фамилию Пакулов, которая происходит от названия чайного гриба на березе. Но у сибиряков есть и местная фамилия с той же этимологией – Чагин («чага» – гриб). Ворониных стали в Сибири звать на алтайский манер Кускуновыми или Каргиными. Копытова – по-бурятски назвали Туруновым (турун – копыто), а Баранова – на тувинский манер Кошкарёвым. Новожиловы, Новопашины и Новосёловы были переселенцами-крестьянами, «севшими» на новых, неосвоенных землях. С обустройством земель и селений связано происхождение таких фамилий как Переведенцев (человек, переводящий крестьян на другое место) или Окладников («окладник» – человек, ведущий учет) или Половник (переселенец, из-за бедности «посаженный» на монастырские земли и вынужденный отдавать монастырю половину урожая, за что монастырь снабжал его всем необходимыми. С обустройством наделов земли были связаны и такие сибирские фамилии, как Щапов, Межов. Первая фамилия ведет свою этимологию от слова «щап», что означало метку на дереве, затесь, которую ставили для обозначения границ земельного участка. Возможно, что человек с такой фамилией занимался и сбором смолы, «подсечкой» деревьев, был лесорубом.

«Каторжные» фамилии и фамилии «местные»

Сибирь издавна была местом, куда ссылали в наказание, отсюда здесь было множество людей без роду без племени, и фамилии закрепили это явление: в Сибири появилось много Непомнящих, Беспрозванных. Бесфамильных. Каторжанам давали прозвища, а потом и фамилии по увечьям: Клейменых, Безносов, Беспалов. Много в Сибири и так называемых «татарских» фамилий – то есть фамилий, которые ведут свое происхождение от имен и прозвищ сибирских татар и имен других коренных народов. Например, Айнетдинов (произошло от имени Гайнетдин), Аппасов (от татарского имени Габбас), Арибулин (от имени Гатаулла). К сибирско-татарским фамилиям можно отнести фамилии Абдрахманов и Жабаров и произошедшие от них, соответственно, фамилии Аптерахманов, Чаппаров, Цаппаров и Яппаров.