Про бухту Средняя в Находке теперь знает весь мир. В основном из новостей про «китовую тюрьму». Так СМИ прозвали несколько водных вольеров, в которых держат десятки выловленных косаток и белух. Судьбой морских млекопитающих озабочены Леонардо ди Каприо, Памела Андерсон и даже президент Путин, который поручил Минприроды и Минсельхозу как можно скорее решить судьбу животных. Свою помощь в решении проблемы предложил известный океанолог Жан-Мишель Кусто, который со своей командой специалистов прилетел для этого во Владивосток. Корреспондент «Ленты.ру» на месте пообщался с учеными и оценил масштабы спасательной операции.
***
В начале апреля в бухте Средняя ветрено.
Павел задумчиво, чуть прищурившись, смотрит на море.
«В полувольных условиях эти животные могут быть умными, грамотными и обучаемыми, — говорит он о косатках. — Но я бы все-таки не ставил животных на наш уровень».
Павел Гущеров заведует лабораторией Тихоокеанского филиала ТИНРО. Вот уже полчаса он пытается наглядно и в деталях объяснить мне, что же происходит.
По его мнению, зоозащитники ошибочно «возводят этих животных в ранг человека» и «страдают некоторым антропоморфизмом», приписывая им человеческие эмоции. «Скажем, если в океанариуме животные активные, хорошо двигаются, хорошо питаются, то они наверняка чувствуют себя неплохо», — уверен он.
«У них есть своя мимика, свои телодвижения, поведение»
Вольеры для косаток — крытые помещения с прозрачной крышей и деревянными мостками, размером с хороший бассейн, — находятся на плаву у причала. Внизу — прочная сеть, чтобы животные не сбежали.
Косатки с любопытством играют, подплывают к людям и немного хулиганят, прыгая у самых мостков и обдавая присутствующих брызгами соленой воды. Они щелкают, свистят и с фырчанием выбрасывают фонтанчики пара из своих дыхал.
«Когда они приехали, нам тоже казалось, что все они одинаковые», — говорит Андрей Насонов.
Он — тренер морских млекопитающих и уверят, что знает каждую косатку в лицо.
«Со временем, когда с животными общаешься каждый день, начинаешь их различать. У них есть своя мимика, свои телодвижения, поведение. Все это вкупе создает впечатление, что и лицо другое», — уточняет собеседник.
То, что животные тянутся к людям — заслуга тренера. Его работа не ограничивается кормлением и общением с животными. Он подмечает естественную иерархию, сложившуюся в группе, и учитывает ее в своей работе. Если звери не принимают в коллектив ту или иную особь, то ее отсаживают в другую группу — согласно темпераменту.
Специалисты уважают выбор косаток — «должны быть определенные правила, которые соблюдают и они, и мы, и тогда у нас складываются продуктивные взаимоотношения».
«Если кто-то будет эти правила нарушать, если человек будет вести себя как царь зверей — что хочу, то и творю, — то у нас не будет контакта», — уверен Насонов.
***
Впрочем, общественность все равно волнуется. 11 косаток и 87 белух были выловлены в Охотском море. Их должны были продать в иностранные океанариумы зарубежным компаниям. Но не продали — сделке помешали зоозащитники.
Те следили за ситуацией много месяцев и били тревогу. Положение животных взволновало не только российскую, но и зарубежную общественность. В поддержку скорейшего освобождения косаток и белух выступили даже Леонардо ди Каприо и Памела Андерсон. Ситуация обострялась с каждым днем. В феврале президент Путин поручил Минприроды и Минсельхозу как можно скорее решить судьбу морских млекопитающих.
Еще в середине марта рабочая группа российских ученых приехала в бухту Средняя, чтобы провести полный ветеринарный осмотр животных. В состав рабочей группы вошли эксперты из профильных институтов и учреждений, а также ветеринары, тренеры и инструкторы Центра океанографии и морской биологии и Приморского океанариума. За животными было установлено постоянное наблюдение. За ними следили камеры в местах кормления и гидролокаторы.
Работы в бухте Средняя велись в трех направлениях: оценивались состояние здоровья животных, условия их содержания и состояние окружающей среды в бухте. Были взяты образцы крови и слизистых верхних дыхательных путей по микробиологическим показателям, отобраны гидрохимические пробы воды из бухты Средней, которые позволят оценить экологическую ситуацию в районе содержания. Все анализы направили в независимые лаборатории, а также Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцева РАН.
Свою помощь в решении проблемы предложил сын исследователя Мирового океана Жака-Ива Кусто, защитника окружающей среды Жана-Мишеля Кусто. При содействии губернатора Приморского края и министра экологии Дмитрия Кобылкина, согласившихся помочь организовать его визит в Россию, в начале апреля Кусто и его команда, в которую вошли как российские, так и иностранные ученые, приехали во Владивосток.
Теперь судьба животных зависит от консилиума ученых и решения властей.
***
Ранним утром зоозащитники садятся в машины и едут в Находку.
У ворот центра реабилитации морских животных Кусто и его соратник Чарльз Виник рассказывают о своих планах. «Я думаю, что все мы уверены, что они должны жить в дикой природе», — говорит зоозащитник. У этой ситуации, по его словам, есть научная сторона, социальная сторона и юридическая, и его команда может дать лишь научные рекомендации. Окончательную судьбу косаток и белух определят уполномоченные органы.
Команда Кусто разбивается на группы по пять человек, поскольку тревожить животных нельзя и необходимо минимизировать их контакты с человеком. Сначала они пристально осматривает косаток, а потом идут к белухам. Прессу вместе с ними не пускают — таково желание Кусто. Специалисты проводят в вольерах больше часа, пристально осматривая каждую особь.
Как говорит Гущеров, если бы морские млекопитающие плохо себя чувствовали, это было бы заметно визуально. «Конечно, после отлова период адаптации есть, но животное очень быстро привыкает к новым условиям и вполне комфортно себя в них чувствует», — замечает специалист. Тем более что в отношении животных, которые содержатся дельфинариях и океанариумах, проводится огромный комплекс мероприятий, за которыми следит большое количество специалистов.
Между тем общественность интересует, насколько вообще законен отлов морских млекопитающих. Юрий Нурмухаметов, помощник по связям с общественностью компании ООО «Афалина», одной из четырех компаний, обладающих правами на животных, содержащихся в бухте Средняя, отстаивает свою точку зрения: отлов совершенно законен и осуществляется на основе федерального закона о рыболовстве. Он регулирует весь промысел, начиная от морских млекопитающих и заканчивая любыми морскими биоресурсами.
Промысел ведется на основании разрешительных документов, которые выдает Росрыболовство, — квоты на вылов, в том числе и в культурно-просветительских целях (именно по этим квотам проходят морские млекопитающие). Затем компания, производящая такие действия, отчитывается перед ведомством.
«Конкретно по этим животным планы были переданы, — проясняет ситуацию Нурмухаметов. — Они все есть в контролирующих структурах, у генеральной прокуратуры, у органов следствия, у ФСБ, в Минсельхозе, в Росприроднадзоре, в Минприроде. Они все подписаны ответственными лицами Росрыболовства. В них было указано, что поставка животных будет осуществляться в океанариумы Российской Федерации и за рубеж».
Что касается зоозащитников, то такое пристальное внимание к судьбе животных Нурмухаметов объясняет тем, что эти люди просто «посчитали, что Россия не должна осуществлять поставки этих животных в определенные океанариумы». «Может быть, они сделали это намеренно, может быть — не до конца разобравшись, может быть, зная информацию, но намеренно используя ее в своих целях», — строит теории он.
В результате получилось, что госорганы притормозили процесс передачи животных — из-за возмущения, которое ситуация вызвала в обществе, и им пришлось зимовать прямо в бухте. «Представители центра адаптации приложили все усилия, чтобы они перенесли зиму хорошо, — уверяет Нурмухаметов. — Были усилены условия питания, был очень тщательный ветеринарный контроль». При этом он призывает понимать, «что условия содержания в океанариумах лучше, чем в центре адаптации». Центр адаптации в бухте Средняя — это их временное пристанище.
«Компании, которые вели отлов, платят налоги, и их директора сразу сказали, что какое бы решение ни принял суд, такое мы всегда исполним», — говорит Нурмухаметов. Он не готов говорить с уверенностью о том, чем эта история завершится, однако не видит в деятельности фирм ничего незаконного. По его словам, «России надо понять, в какую сторону мы движемся», и если действия компаний-владельцев животных из бухты Средняя неприемлемы, — то изменить рыболовное законодательство.
Если говорить о «китовой тюрьме», как окрестили это место зоозащитники, то Нурмухаметов уверяет, что научный консилиум подтвердил, что условия содержания морских млекопитающих здесь «самые лучшие в стране», хотя, конечно, всегда можно сделать лучше. А что касается приезда команды Кусто, то «сотрудничество — это всегда неплохо». «Учитывая то, что мы иногда равняемся на законодательства иных стран, на мнение известных людей — почему бы не пообщаться? Позитив есть», — заканчивает Нурмухаметов.
«Мы приезжаем не критиковать, а оказывать помощь»
С позицией предпринимателей не согласны члены команды Кусто. Они подтвердили выводы российских специалистов, работавших здесь ранее, — взять и выпустить косаток и белух в бухту Средняя нельзя. Самое главное — вернуть их в те места в Охотском море, где они были выловлены — а сейчас они находятся под плотным слоем льда. «Мы не можем просто привезти животных на ледоколе и бухнуть их в полынью», — говорит эксперт рабочей группы по китообразным Международного союза охраны природы, член рабочей группы Жана-Мишеля Кусто Григорий Цидулко.
С другой стороны, Цидулко уверен, что животным в любом случае место в живой природе, и не так важно, что речь идет не о тысячах или сотнях, а о нескольких десятках косаток и белух. «Не бывает «всего» восемьдесят белух и десять косаток. Не бывает много или мало, бывает то, что наносит ущерб популяциям или отдельным животным, или нет», — утверждает ученый.
Хотя можно вспомнить о том, что та же Япония ведет открытый промысел морских млекопитающих, специалист предлагает, прежде всего, говорить о ситуации в нашей стране. И эту ситуацию можно и нужно решить, уверен он. «Для этого министерство природных ресурсов и пригласило Кусто и его экспертов, чтобы сделать это наилучшим образом», — говорит он.
Жан-Мишель Кусто
«Мы работаем со всеми и, прежде всего, с теми, в чьих полномочиях принимать конкретные решения — в таких местах, как Мексика, США, да и вообще по всему миру, — рассказывает Жан-Мишель Кусто. — Мы объясняем людям нашу связь с океаном, и, соответственно, с этими животными. Мы приезжаем не критиковать, а оказывать помощь и находить наилучшие решения проблем. Я никогда не показываю пальцем на людей, я стараюсь достучаться до их сердец».
Кусто призывает не забывать, что люди живут на суше, которая составляет только 30 процентов от всей площади планеты. Тем не менее мы — такие же теплокровные, как и морские млекопитающие, населяющие остальные 70 процентов поверхности Земного шара, океан. «Мы хотим смотреть в глаза будущим поколениям, зная, что сделали все для того, чтобы сохранить этих животных», — заявляет зоозащитник. Он напоминает, что человек — это единственный вид, который может принять самостоятельное решение не исчезать с лица земли. «Мы на этой планете относительно недавно, а растения и животные были здесь задолго до нас и, возможно, они будут и после нас, и в наших силах сделать так, чтобы они не исчезли», — уверен Кусто.
Эта поездка — только начало процесса по разработке плана выпуска животных на волю. Естественно, за такое короткое время что-то окончательно разработать нельзя. Григорий Цидулко сразу поясняет, что цель этой поездки — далеко не символическая. «Мы собираемся работать в тесном контакте с российскими учеными, со всеми, кто принимает решения по этому поводу», — говорит он. Задача Кусто и тех людей, которых он привез, как специалистов по таким ситуациям, состоит в том, чтобы помочь российской стороне всеми силами и максимально использовать международный опыт. Эксперт уверен, что «это начало большого пути».
Жан-Мишель Кусто готов сделать все, что от него и его команды потребуется — если будут существовать причины для того, чтобы они остались дольше или приехали еще, они это сделают.
***
Вечером Кусто и его команда встречаются с российским научным сообществом. Обстановка немного напряженная. Кусто начинает рассказывать о своей миссии, обсуждаются насущные вопросы. Один из представителей команды зоозащитника вносит важное предложение: для реабилитации морских млекопитающих необходимо прекратить их кормить на поверхности. Дело в том, что эти животные быстро привыкают искать пищу наверху, получать ее от человека, тогда как в живой природе они питаются на глубине. Звучат и другие вопросы, и в ходе их обсуждения возникают жаркие споры.
Тогда один из ученых решает рассказать случай из прошлого. Оказывается, что в 1970-е годы сюда приезжал Жан-Мари Перес, известный французский биолог, сподвижник Жака-Ива Кусто — он работал на биологической станции «Восток». «Тогда проблем с китами не было, и я лично возил его на лодке в бухту Среднюю, поскольку там находился маленький магазинчик, где продавалось болгарское вино», — продолжает ученый. Когда Перес уезжал, он сказал тому: зайди в дом, где я жил и посмотри внимательно. «После того как он уехал, я обнаружил там два ящика вина. Мы его утилизировали!» — смеется ученый. Вместе с ним смеются и присутствующие — обстановку удалось разрядить — можно работать дальше.
***
Направляясь к выходу из реабилитационного центра, Кусто видит упитанного котика, сидящего возле сторожки. Он наклоняется к животному, и кот сразу же подходит к нему. Кусто ложится прямо на землю и начинает его гладить, что-то тихо приговаривая ему на ухо. Чуть поодаль на привязи возле конуры сидит собака. Заметив ее, зоозащитник хмурится и требует: «Отпустить животное в естественную среду!» Собака не реагирует и щурится на солнце, вышедшее из-за туч.
P.S.
Через два дня после прибытия французов Виник, Кусто и губернатор Олег Кожемяко подписывают совместное и вполне однозначное заявление: косаток и белух нужно выпустить из места их содержания в бухте Средняя в естественную среду обитания. «Мы стараемся сделать все возможное, чтобы эти животные продолжали жить, все или часть из них были выпущены в дикую природу. Россия может стать одним из лучших примеров в мире, как можно бороться за сохранение окружающей среды», — заявляет Кусто.
Между российскими и иностранными учеными также подписывается меморандума о сотрудничестве. Его цель заключается в объединении усилий по сохранению морских млекопитающих, содержащихся в бухте Средняя между российской стороной и командой Кусто. Свои подписи под документом ставят исполнительный директор проекта «Китовый заказник» Чарльз Винник, и секретарь российского научного консилиума — заместитель директора по научной работе Всероссийского института рыбного хозяйства и океанографии ВНИРО Вячеслав Бизиков.
Специалисты рассказывают, что в целом состояние животных хорошее, но у одной из косаток есть проблемы с зубами, а у некоторых белух — с кожей — сказалась долгая незапланированная зимовка. В ожидании освобождения из «китовой тюрьмы» морским млекопитающим создадут условия, приближенные к природным.
В свою очередь Олег Кожемяко заверяет присутствующих, что все морские млекопитающие рано или поздно будут выпущены в океан. Когда и как это произойдет, определят российские специалисты из межведомственной группы, сформированной Минприроды России, с учетом рекомендаций команды Кусто, причем вердикт о судьбе каждого животного будет приниматься персонально. Члены российского научного консилиума станут основывать свои решения о судьбе млекопитающих на работе экспертов, экологов, однако в первую очередь — на результатах анализов, которые были собраны рабочей группой по охране морских млекопитающих.
Но в любом случае ждать животным осталось недолго — по словам Вячеслава Бизикова, индивидуальный план выпуска каждого морского млекопитающего будет разработан к началу мая.