Зачем мы строили БАМ

Исторически БАМ - часть советского проекта 1928 года, "Великого железнодорожного пути". А этот проект, в свою очередь, восходил к царским временам, когда в 1857 году при создании морской базы русского флота на Дальнем Востоке генерал-губернатор Восточной Сибири исследовал возможность создания железной дороги, которая связала бы Дальний Восток и европейскую часть страны. Царское правительство вложило в картографические исследования местности в конце 19 века более 1 млн старых рублей.

Зачем мы строили БАМ
© depositphotos.com

БАМлаг

В 1932 г. вышло постановление "О строительстве Байкало-Амурской железной дороги". Опорными пунктами трассы стали Тайшет - север Байкала - Тындинский - Ургал - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Однако за полгода из 25 тыс рабочих удалось привлечь только 2,5 тыс человек. Тогда вышло второе постановление: строительство БАМа передали в руки ОГПУ, и в тайгу погнали этап за этапом.

Официально строительство БАМа возобновилось 8 июля 1974 года. На стройку века попытались привлечь комсомольцев.

Цена

В мае 1933 года на строительстве БАМа работали 32 411 человек, из них около 1000 - вольных и 31415 тыс - рабов, которые жили под открытым небом у костров и получали пайку в 400 г хлеба. Согласно учету БАМлага, из 14956 з/к, работавших на отсыпке полотна головного участка БАМ — Тында на 1 марта 1934 года к 1 января 1935-го в живых осталось только 6487 человек. Каждый метр БАМа стоил одной человеческой жизни.

В рублях по смете 1969 года БАМ стоил 12,27 млрд рублей, в реальности, по данным Егора Гайдара, обошелся в 4 раза дороже.

Результат

Строившаяся как высоконагруженная магистраль, БАМ по классификации МПС оказался малонагруженной дорогой с грузонапряженностью менее 8 пар поездов в сутки. Сегодня БАМ - как чемодан без ручки: бросить нельзя, тащить тяжело.

Сегодня

РЖД продолжает вкладывать в развитие БАМа миллиарды рублей, ведь "стройка века" согласно проекту так и не была завершена. Одновременно правительство России продолжает искать способы сделать доставшуюся в наследство "стройку века" рентабельной.