Зачем Сталин в 1930 году «спаивал» советский народ
За долгую историю нашей страны отношение властей к производству алкоголя неоднократно менялось от активной пропаганды пития до введения строжайшего сухого закона. В послереволюционные годы пьянство приобрело столь широкий размах, что потребовалось проведение масштабной антиалкогольной кампании, отмененной И.В. Сталиным лишь в 1930 году.
Пьянству бой!
В дореволюционной России общества трезвости появлялись стихийно. Их создание, как правило, инициировали сами крестьяне и рабочие. Однако царское правительство, имевшее с продажи алкоголя и лицензий на открытие питейных заведений существенный доход, отдавало их организаторов под суд. Ситуация изменилась в годы Первой мировой войны, когда в стране был введен сухой закон. Пришедшие к власти большевики продолжили курс на ликвидацию бытового пьянства в стране. 8 ноября 1917 года (по старому стилю) новое правительство запретило производство и продажу алкоголя. Немалое значение при принятии данного решения имел факт резко отрицательного отношения непьющего В.И. Ленина к крепким алкогольным напиткам.Символично, что отмена «сухого закона» произошла вскоре после смерти Владимира Ильича, в 1925 году. Тем не менее государственный курс на трезвый образ жизни продолжился.
В стране в 1928 году появилось «Российское общество по борьбе с алкоголизмом». Существенную роль при его основании сыграл командарм С.М. Буденный, создатель системы здравоохранения СССР Н.А. Семашко и известный поэт Демьян Бедный. Не остался в стороне от борьбы с пьянством и И.В. Сталин, который в 1926 году инициировал принятие декрета «О ближайших мероприятиях в области лечебно-принудительной и культурно-воспитательной работы по борьбе с алкоголизмом». Алкоголь попал под пресс государственной машины. Была ограничена продажа алкогольных напитков в праздничные и нерабочие дни. Их не отпускали несовершеннолетним, а также лицам, находящимся в нетрезвом состоянии. В 1928 году в Уголовном кодексе появилась статья за самогоноварение, а зимой того же года в стране открылся первый платный вытрезвитель. За свое нахождение в нем подвыпившие граждане обязаны были заплатить по тем временам кругленькую сумму. Рядовые труженики за 24 часа пребывания в вытрезвителе платили 2 рубля, а нэпманы и работники творческих профессий - по 5 рублей. Данные меры дали отличные результаты - в городах страны потребление крепкого алкоголя к концу 1920-х годов снизилось на 25-40%.
В ожидании войны
Все изменилось буквально в один день осенью 1930 года. Стране срочно понадобились деньги на перевооружение армии и подготовку к грядущим войнам, в неизбежности которых сомнений у руководства страны не было. Кроме того, во всю шла индустриализация страны, которая также стоила просто астрономических денег. В этой ситуации И.В. Сталин очень кстати вспомнил, что крупные средства для пополнения своего бюджета царская Россия получала от продажи спирта, алкогольных напитков и выдачи лицензий (откупов) на организацию питейных заведений. Политика государства по отношению к употреблению алкоголя тут же сделала крутой зигзаг. 1 сентября 1930 года поступила записка на имя председателя Совнаркома В.М. Молотова от И.В. Сталина с предложением увеличить продажи водки, монопольно выпускаемой государством, для получения средств на перевооружение армии и прочие нужды страны. Антиалкогольная пропаганда мгновенно была свернута.
Все «Общества по борьбе с алкоголизмом» объединили с «Союзом безбожников» и обществом «Долой безграмотность», дав новой структуре безобидное название «За здоровый быт». Были закрыты многочисленные газеты и журналы, направленные на искоренение бытового пьянства. Напротив, в медицинских изданиях появились публикации о том, что умеренное употребление алкоголя полезно для здоровья. Продажа крепкого алкоголя развернулась повсеместно, его отпускали не только в пивных и ресторанах, но также в столовых учреждений и предприятий. В кинофильмах и спектаклях появились сцены, в которых положительные главные герои в момент принятия судьбоносных решений прикладывались к рюмке водки. В то же время в 1932 году были закреплены отчисления в бюджет государства в размере 50 коп. с каждого декалитра спирта. По данным статистики, только в 1932 году прибыль от реализации водки составила 5 миллиардов рублей налоговых поступлений, что равнялось 17% от всех доходов бюджета. Руководство страны было довольно, казна государства пополнялась. Правда, власти не понимали, что выпускают джина из бутылки, загнать которого обратно будет совсем непросто…