Зачем СССР менялся с союзниками захваченными у Гитлера территориями
На Ялтинской конференции трёх великих держав в феврале 1945 года была достигнута предварительная договорённость о разграничении оккупационных зон в Германии и Австрии. В ходе военных действий англо-американские войска в Германии прошли значительно восточнее согласованной линии разграничения. После окончания войны в правящих кругах западных держав разгорелся спор о том, следует ли выполнять соглашения.
Особенно усердствовал британский премьер Уинстон Черчилль, который не желал пускать советские войска дальше на запад. И это несмотря на то, что союзники должны были получить свои сектора (превышавшие советский сектор) оккупации в Берлине и Вене, взятых советскими войсками. Согласие президента США Гарри Трумена на отвод союзных войск Черчилль назвал в своих мемуарах «роковым решением».
Что и кто отдал в Германии
На момент окончания военных действий линия соприкосновения советских и англо-американских войск в Европе шла от Висмара на Балтийском море почти прямо на юг через город Шверин до реки Эльбы, затем вверх по Эльбе до устья реки Мульде, потом к югу от города Хемниц через западные районы Чехословакии. Причём города Карловы Вары и Пльзень были заняты американцами. Затем линия соприкосновения вступала на территорию Австрии, проходя несколько восточнее городов Линц, Лицен и Клагенфурт.
По достигнутым правительствами четырёх стран (США, СССР, Великобритания и Франция) соглашениям, под контроль Советского Союза должна была отойти территория Германии к западу от этой линии общей площадью более 40 тысяч квадратных километров. Она включала в себя такие крупные города, как Лейпциг, Магдебург, Галле, Эрфурт, Веймар. До войны на ней проживало около 6 миллионов человек.
В то же время войска западных союзников должны были войти в западную часть Большого Берлина и получить там смежные сектора общей площадью 480 квадратных километров, на которых до войны проживало два с половиной миллиона человек.
5 июня 1945 года главнокомандующие вооружённых сил четырёх держав в Европе подписали в Берлине «Декларацию о поражении Германии», в соответствии с которой провозглашались зоны контроля каждого государства на территории поверженного рейха. Американская сторона согласилась с советской и в том, что отвод одних войск и ввод других в предназначенные зоны оккупации должен начаться 1 июля.
Черчилль слал Трумену телеграмму за телеграммой, прося отсрочить отвод войск до начала Потсдамской конференции, намеченной на 17 июля. По его мнению, распространение советских войск по Германии дальше к западу сделало бы позиции Сталина на этой конференции более сильными. Трумен расценивал ситуацию иначе. Он считал, что необходимо обеспечить к началу конференции присутствие в Берлине войск западных союзников. А этого можно было добиться, только пустив советские войска в предназначенные для них районы в центре Германии.
Ввод советских войск в предназначенные районы
Ввод советских войск в новые районы носил характер военной операции. Он чем-то напоминал преследование отходящего противника. 29 июня маршал Георгий Жуков разослал подчинённым командующим армиями директиву. Ею предписывалось, в частности, что главные силы пехоты должны выдвигаться на расстоянии двух километров от хвоста колонн союзников, а мото-механизированные части – на расстоянии пяти километров. Главным силам советских войск должна предшествовать разведка пехотой на автомашинах, не менее 100 человек в каждом отряде. Разведывательным отрядам предписывались задачи:
«Установить, какие силы союзников и в каком порядке отходят на запад, какая отходит техника, что уводят и увозят союзники с собой, какие в этих пунктах промышленные предприятия и их состояние, не увозят ли союзники оборудование с этих предприятий. Кроме того, установить количество и состояние, наличие линий проводной связи, количество и состояние проводов».
При этом на старом рубеже соприкосновения должны были быть оставлены армейские заставы с целью не допустить проникновения немецких гражданских лиц из вновь занимаемых районов на восток, в ранее занятые советскими войсками.
К 5 июля операции по отводу и вводу войск были завершены.
Обмен территориями в Австрии
Зоны оккупации Австрии были установлены соглашениями 4 и 9 июля 1945 года в соответствии с предварительными принципами, намеченными на Московской встрече министров иностранных дел в октябре 1943 года. Здесь, напротив, советские войска должны были оставить восточную часть Штирии с городами Грац, Леобен, Брук площадью около 9000 квадратных километров и населением (до войны) около 700 тысяч человек. Под контроль же советских войск переходила часть земли Верхняя Австрия на левом берегу Дуная площадью 3000 квадратных километров и населением около 300 тысяч человек.
На самой Потсдамской конференции (17 июля – 2 августа 1945) было достигнуто соглашение о предоставлении западным союзникам секторов оккупации в Вене, на территории которых до войны проживало почти две трети населения австрийской столицы (около 1,2 миллиона человек). В отличие от Берлина, западные сектора оккупации Вены состояли из двух полуизолированных анклавов. Управление самым центральным районом Вены осуществлялось совместно администрациями всех четырёх держав.
Выход американцев из Чехословакии и югославов из Италии
В начале июля 1945 года американцы осуществили отвод своих войск также и из западных районов Чехословакии. Достойно внимания, что, взяв уже 18 апреля Пльзень, американцы имели полную возможность развить наступление на Прагу и занять столицу Чехословакии значительно раньше советских войск. При господствовавших в вермахте в конце войны настроениях значительная часть немецких войск в Чехии, скорее всего, не оказала бы американцам серьёзного сопротивления. Но по политическим причинам генерал Эйзенхауэр остановил дальнейшее продвижение своих войск на этом направлении.
Зато западные державы отыгрались на тогдашнем союзнике Сталина – югославском маршале Тито. В ходе военных действий Народно-освободительная армия Югославии вошла в южные районы Австрии и в северо-восточные районы Италии, заняв города Клагенфурт и Триест. Тито заявлял претензии на то, что по итогам войны эти территории должны быть присоединены к Югославии. Однако тут Англия и США заняли жёсткую позицию, и Сталин не заступился за Тито. Главнокомандующий союзными войсками на Средиземноморском театре британский генерал Александер поставил перед Тито ультиматум об очищении пограничных районов Италии и Австрии, и югославам в середине июня пришлось уйти.
Любопытно, что данный эпизод вызвал у Тито злость не к западным державам, заставившим его уступить, а к Сталину, не поддержавшему его притязаний. Это стало исходной точкой разрыва между двумя вождями коммунистов, окончательно совершившегося в 1948 году.