Как ловили предателей родины в СССР
На войне
Военных преступников начали разыскивать еще в разгар войны. После декабрьского контрнаступления под Москвой на освобожденные после оккупации территории прибыли группы НКВД. Именно они собирали информацию о тех, кто сотрудничал с оккупационными властями, а также допрашивали сотни свидетелей. Стоит отметить, что люди, пережившие оккупацию, были лояльны к советской власти и охотно шли на контакт с НКВД. В период войны суд на коллаборационистами проводился военными трибуналами действующих армий.
"Травниковцы"
В конце лета 1944 в руки властей попала картотека с тысячами фамилий тех, кто проходил обучение в селе Травники, чтобы стать охранником в лагере смерти. Большую часть из них составляли бывшие советские военнопленные, которые решились подписать договор на службу в концлагерях. Поиском "травниковцев" занимались более 40 лет, - если первые заседания суда датируются 1944 годом, то последние 1987-м.
Тонька-пулеметчица
Говоря о военных преступниках, нельзя не вспомнить про Антонину Макарову, чье судебное дело стало единственным, где фигурирует женщина-каратель. Самовольно отправившись в 1941-м на фронт санитаркой, девушка еще не подозревала, как повернется ее судьба. Вскоре после начала войны фашисты арестовали Макарову в поселке Локоть и заставили расстреливать советских партизан. В скором времени Красная армия освободила поселок, а Тонька-пулеметчица уехала в концлагерь. Там ей удалось подделать документы и выдать себя за медсестру. Освободившись, она вышла замуж, уехала в Беларусь и стала работать на швейной фабрике. КГБ 30 лет не мог выйти на ее след, но в итоге им это удалось. В конце 70-х женщину приговорили к высшей мере наказания. На суде она вела себя спокойно, рассчитывая на оправдательный приговор, но при этом призналась, что абсолютно не раскаивается.