Чему научили россиян лагеря и тюрьмы
Через сталинские лагеря с середины 1920-х годов до середины 1950-х прошли, по разным оценкам, от 7 до 20 млн человек. Точный подсчет невозможен из-за закрытых и частично уничтоженных архивов НКВД-КГБ. Позже размах посадок уменьшился, однако лагерное население страны до сих пор составляет внушительную цифру.
На 1 июня 2019 года в российских тюрьмах и колониях, по данным ФСИН, находился 546 473 заключенный. Это самый низкий показатель за всю советскую и пост-советскую историю. В каждый отдельно взятый момент "сидит" в России 381 человек из каждых 100 тыс. Тюремные показатели в России остаются самыми высокими из всех европейских стран и в плане абсолютного числа заключенных, и в плане доли населения за решеткой. Примерно четверть от всех заключенных находится в тюрьме за убийство.
Из тюрем на волю советские и российские граждане приносили и приносят своеобразную лагерную мораль и систему ценностей. Некоторая часть этих убеждений была описана еще Шаламовым в его "Колымских рассказах.
Не верь, не бойся, не проси
Согласно Шаламову, попав в сталинский лагерь, заключенный не должен никому доверять и надеяться на лучшее. Просьбы бессмысленны и только доказывают соседям по бараку, что ты слаб и можешь сыграть роль жертвы.
Умри ты сегодня, а я завтра
Еще один лагерный принцип 1930-х годов. Колымские лагеря являлись лагерями смерти, и заключенные были готовы на все, чтобы прожить лишний день. Общечеловеческая мораль оставалась на воле.
Блатной мир должен быть разрушен
Об этом также писал Шаламов. Впервые Шаламов, сын священника и один из самых талантливых русских и советских поэтов и писателей, познакомился с блатным миром на "пересылке", где те грабили "обычных" заключенных. "Блатных" Шаламов не считал за людей: их принципы позволяли совершать такие поступки, которые нормальному человеку не привидятся в кошмарном сне. Однако шаламовские советы в реальность не воплотились. "Блатной мир" оказался очень живучим.
В лагере все - туфта
По свидетельству Солженицына, в лагере весь труд был построен на приписках и "туфте". Он считал "туфту" главным лагерным словом. Этот термин пошел от выражения "техника учета фиктивного труда" в сталинское время.