Битва под Балаклавой в 1854 году: как русские разбили элиту английской армии

Крымская война — это единственная война, где Россия потерпела поражение, да еще и с далеко идущими последствиями. Конечно, монголо-татары Русь завоевывали, но где они теперь и кому принадлежат их земли? Войну с японцами тоже проиграли в 1905 году, но Япония теперь хочет вернуть острова. А не проиграй Россия Крымскую войну — и не было бы вообще никакой Румынии, а вся обстановка на Балканах и в других регионах сильно бы отличалась.

Как русские разбили британскую элиту в Крыму
© Кириллица

Крымская война была для России одной из немногих, где пришлось на поле боя встретиться с англичанами. Несмотря на вековое геополитическое противостояние, воевать непосредственно с английской армией и флотом приходилось крайне редко. Именно на той войне произошли события, которые в самой Великобритании помнят хорошо и в то же время вспоминать бы не очень хотели. Когда войска союзников (англичан, французов, турок) высадились в Крыму и собирались штурмовать Севастополь, то они расположились в укрепленном лагере под Балаклавой.

13 октября 1854 года русский отряд выдвинулся к Балаклаве и напал на лагерь. Защищавшие лагерь редуты были захвачены атакой русской пехоты, находившиеся в укреплениях турецкие солдаты частично побиты, остальные бежали. Пушки достались русским солдатам неповрежденными, а по тому времени захват пушек считался такой же доблестью, как и захват вражеского знамени.

После этого русские гусары попытались ударить по незащищенному лагерю, но столкнулись с тяжелой кавалерией англичан. В результате жестокой кавалерийской рубки англичане отступили, но почему-то победу в этой схватке приписали себе.

С другой стороны на лагерь напали казаки 1-го Уральского полка. Чтобы отбить атаку, 93 шотландский полк построился в две шеренги вместо положенных четырех. Именно от этого эпизода, когда солдаты в красных мундирах (традиционный для английской армии цвет), выстроившихся узкой полосой, готовились отбить атаку, и пошло выражение «тонкая красная линия». Атаку казаков шотландцы отбили, что немудрено. Казаки — это не те части, которые могут успешно атаковать строй линейной пехоты, пусть даже всего в две шеренги.

Однако самым известным событием сражения стала попытка английской легкой кавалерийской бригады отбить захваченные в начале сражения пушки. Этому эпизоду посвящено несколько стихотворений, было снято целых два кинофильма. Кстати, этот эпизод сражения был описан в одном из первых в мире журналистских сообщений с поля боя, сделанном одним из первых военных корреспондентов Вильямом Расселом. Статья Рассела была опубликована в газете The Times под названием «Атака легкой бригады». В статьях, стихах и кино прославляется небывалая доблесть и героизм английских солдат и офицеров.

Но, как это часто бывает, с восторженными мнениями не согласны многие. И не только русские историки, но и английский парламент, проводивший расследование именно этой атаки.

Что же произошло на самом деле

Командующий английскими войсками лорд Раглан был недоволен потерей орудий, которые у него на глазах увозили русские солдаты, и велел их отбить обратно. Приказ отбить пушки получил лорд Лукан, командовавший кавалерийской дивизией. В дивизии было две бригады, тяжелая и легкая. Тяжелую бригаду уже успели раньше сильно потрепать русские гусары, потому приказ отбить пушки был отдан генералу Кардигану, командовавшему бригадой легкой кавалерии. В его распоряжении было два легких драгунских, два гусарских и уланский полки. Всего от 600 до 700 человек, по поводу точной цифры до сих пор спорят историки.

Пока приказ дошел до Кардигана, стало непонятно, о каких именно пушках идет речь. Вместо преследования русской пехоты, увозившей английские пушки, вся бригада пошла в атаку на русские батареи в глубине узкой долины. Развернуться для атаки там было негде, а все пространство со всех сторон простреливали три десятка русский орудий и пехота, расположенные на окрестных высотах. После атаки эту долину прозвали «Долиной смерти».

Как пишет в «Истории русской армии» А. Керсновский, английские кавалеристы успели ударить по уральским казакам, которые совершенно не ожидали атаки. Уральцы отступили, после чего англичане захватили две русских батареи, которые до последнего отбивались картечью. Стоявшие позади пушек Киевский и Ингерманландский гусарские полки приводили себя в порядок после схватки с тяжелой английской кавалерией, да еще их строй смешали отступившие уральские казаки, а потому спасти положение не могли.

Судьбы завязавшейся схватки решили три эскадрона Сводно-уланского полка, которые ударили с фланга. Как написал упомянутый Вильям Рассел про кавалеристов легкой бригады: «Перед нами лишь равнина, усеянная их телами и трупами их коней».

Говорить о какой-то доблести англичан в этом сражении, по меньшей мере, странно. Правильнее упоминать о недальновидности и неподготовленности. Русские солдаты проявили себя лучше, а бугские и одесские уланы, изрубившие английских улан и гусар, гораздо больше британских кавалеристов заслуживают фильмы и стихи в их честь.

Как писал один из участников сражения, французский генерал Боске, вся атака была полным безумием и заранее обречена на провал. Трагичность ситуации придавало то, что погибли элитные части английской армии. В этих полках служили юноши самых известных аристократических родов Англии. Как уверяют некоторые исследователи, в Британской империи не было ни одного известного дворянского рода, в котором бы кто-то из представителей не погиб в той атаке. И до сих пор в Англии день 13 октября для многих семей является днем скорби.