Войти в почту

Кто на самом деле подстроил полет Матиса Руста

28 мая 1987 года на Красной площади совершил посадку лёгкий одномоторный частный самолёт «Сессна-172», пилотируемый 18-летним лётчиком из ФРГ Матиасом Рустом. Спустя час после посадки пилот, который не думал никуда скрываться и раздавал возле самолёта автографы прохожим, был арестован за незаконное пересечение границы СССР.

Кто на самом деле подстроил полет Матиса Руста
© Русская семерка

Спустя уже тридцать с лишним лет странные обстоятельства этого полёта продолжают порождать конспирологические версии.

Недоумение вызывает тот факт, что самолёт беспрепятственно пролетел почти 800 километров над территорией Советского Союза, и службы ПВО ни разу не подняли тревогу.

К версии «заговора» многих склоняет тот факт, что сразу и в прямой связи с посадкой Руста на Красную площадь началась «чистка» в верхах Вооружённых Сил СССР. Одним из первых был снят с должности министр обороны СССР маршал Сергей Соколов.

Полёт был нужен Горбачёву

В некоторых публикациях (например, Ильи Полонского на сайте «Военное обозрение») утверждается, что посадка на Красной площади была подстроена Михаилом Горбачёвым с целью выставить в позорном свете советское военное руководство и избавиться от него. Уже 30 мая маршал Соколов был отставлен с поста министра обороны. 11 июня был отправлен в отставку главнокомандующий войсками ПВО СССР, главный маршал авиации Александр Колдунов.

Упомянутый автор пишет, что якобы незадолго до этого события Соколов делал доклад Горбачёву о состоянии ПВО и забыл на столе у генсека секретную карту с отображением объектов ПВО. Когда же он обратился к Горбачёву по этому поводу, тот ответил, что никакой карты не видел. По мнению Полонского, это означало, что карту Горбачёв уже передал «кому надо».

В публикации газеты «Труд» от 26 мая 2007 года сообщается, будто в районе озера Селигер радар ПВО при пролёте Руста оказался сбит с толку шестью ложными малоразмерными целями. Автор (Евгений Кириченко) считает, что кто-то специально запустил шесть воздушных шаров с целью прикрытия полёта Руста.

Итак, многое говорит о том, что полёт с сенсационной посадкой у Кремля мог быть инспирирован для того, чтобы обезглавить руководство советских вооружённых сил, дискредитировать их и предотвратить сопротивление «перестройке» (например, выводу войск из Афганистана, состоявшемуся в начале 1989 года) с их стороны. Исполнителями стали советские, а может быть и зарубежные спецслужбы, к тому времени уже пустившие глубокие корни в Политбюро ЦК КПСС.

А может быть, всё-таки халатность?

Популярный писатель Максим Калашников (Владимир Кучеренко) придерживается теории заговора в объяснении всех событий, связанных с «перестройкой» и распадом СССР. Вместе с тем, в интервью «Комсомольской правде» 28 мая 2012 года он приводит соображения, которые позволяют объяснить случай с Рустом без привлечения конспирологических версий. В первую очередь, это боязнь всего советского руководства повторить международный скандал, похожий на тот, который был вызван уничтожением истребителями советской ПВО 1 сентября 1983 года южнокорейского пассажирского «Боинга-747», по ошибке залетевшего в воздушное пространство СССР. Поскольку крайними в такой ситуации оказались бы военные, то те запретили себе впредь реагировать подобным образом на последующие аналогичные нарушения.

Версия же о том, что тихоходная малоразмерная цель не могла быть обнаружена советскими радарами, опровергается многочисленными свидетельствами, что самолёт Руста был засечён станциями РЛО. Более того, при пролёте над Эстонией его даже визуально обнаружили экипажи советских истребителей ПВО, совершивших облёт нарушителя. Но приказа атаковать они не получили.

Кроме боязни скандала со сбитым по ошибке мирным самолётом, на военных могла повлиять привычка, что угроза может исходить только от большого и быстролетящего воздушного объекта. Крохотная «Сессна» с такой угрозой ассоциировалась с трудом. Принудить к посадке самолёт, способный лететь на высоте нескольких метров над землёй чуть быстрее курьерского поезда, реактивные истребители не в состоянии. Прервать такой полёт можно было только атакой с неизбежной гибелью пилота-нарушителя.

Нестыковки в версии заговора

Конечно, по древнеримскому принципу «Qui prodest?» («Кому выгодно?») легко указать на возможных виновников беспрецедентного позора советских вооружённых сил. Но всё-таки у сторонников версии заговора многое не стыкуется.

Во-первых, «чистка» военной верхушки была предпринята ничтожная: сняты со своих постов только двое. А вновь назначенный министр обороны Дмитрий Язов сам выступил четыре года спустя против Горбачёва, став членом ГКЧП.

Во-вторых, история с забытой у Горбачёва секретной картой, мало того, что один к одному повторяет анекдот про генштабистов и Сталина, пересказанный в мемуарах Сергея Штеменко, она свидетельствовала бы о необходимости отправить министра обороны на заслуженный отдых без всякого полёта Руста.

В-третьих, предположение о том, что полёт был предпринят специально на День советского пограничника, чтобы продемонстрировать уязвимость советских границ, также не проходит: ведь халатность допустили не пограничники, а войска ПВО, не КГБ, а Министерство обороны.

В-четвёртых, обычно исполнители подобных акций спеслужб долго не живут. С Рустом же не произошло ничего плохого – он жив, здоров и снова летает (правда, не в Европе). Если и был какой-то «заговор», то Руст о нём, очевидно, ничего не знал и не знает.

Так что, говоря словами известного кинофильма, хочется спросить сторонников конспирологических версий: «Какие есть ваши доказательства?» Одних соображений, что это могло быть кому-то выгодно, слишком мало для уверенных утверждений.

Альтернативная версия: провокация против «перестройки»

И всё-таки позволю здесь себе высказать альтернативную теорию заговора, дабы показать, что подобные случаи, без достоверной информации, можно трактовать двояко. Полёт Руста был предпринят незадолго до визита в СССР в июле 1987 года президента ФРГ Рихарда Вайцзеккера. Встреча с ним Горбачёва должна была продемонстрировать добрую волю как нового советского руководителя, так и Запада, в достижении разрядки международной напряжённости.

В этих условиях уничтожение самолёта Руста, весьма вероятное, могло омрачить предстоящие переговоры, а то и вовсе сорвать их. Это серьёзно осложнило бы дальнейшие шаги Горбачёва по пути «перестройки». Но и если бы Руст не был сбит, то это событие могло стать камнем преткновения во время визита. Не случилось, однако, ни того, ни другого. Хотя Горбачёв, вероятно, мог воспользоваться представившимся случаем для снятия министра обороны, который был ему неугоден, прежде всего, из-за позиции по продолжению войны в Афганистане.