Кто на самом деле подсадил русских на «водочную иглу»

За многие века существования русский народ обзавелся великим множеством стереотипов, которые продолжают поддерживаться как за рубежом, так и у нас в стране. Однако не все характеристики русских такие, какими кажутся на первый взгляд.

Кто на самом деле подсадил русских на «водочную иглу»
© Русская семерка

Взрывная сила

Русских часто называют в числе самых воинственных и даже агрессивных наций. Это реноме тянется еще со времен разорительных походов русичей на византийцев, хазар, печенегов, булгар. Историк Сергей Соловьев только в период с 1240 по 1462 год насчитал 200 войн и нашествий, в которых принимали участие русские. А военный историк Николай Сухотин подсчитал, что Россия с XIV по XX век в общей сложности воевала 329 лет, другими словами, 2/3 этого периода истории Россия находилась в состоянии войны. Такое обилие войн легко объяснимо: наши земли были лакомым кусочком для соседей, которые раз за разом покушались на чужие территории. Немаловажно, что за редким исключением Россия никогда не являлась инициатором начала военных действий. Впрочем, наша воинственность не объясняется одним лишь несокрушимым намерением дать завоевателю отпор. Преподаватель Китайского университета политики и права, лучший переводчик 2016 года Ван Га дает свое объяснение агрессивности, которая порой проявляется у русских. Мы, с его слов, предпочитаем долго мириться со своей судьбой и терпеть. Однако в состоянии постоянной покорности накапливалась взрывная сила, которая зачастую проявлялась в крайних формах – бунтах и революциях. Сходную природу агрессии у русских находит доктор психологических наук Надежда Клюева. По мнению специалиста, мы часто были вынуждены терпеть унижения и оскорбления в условиях возрастающей тревоги по поводу неопределенности настоящего и будущего: периодически негативная психическая энергия трансформировалась во взрывоопасную агрессию. Это, со слов Клюевой, регрессивные и инфантильные способы реагирования, но абсолютно нормальные в экстремальной обстановке.

Из непьющих в пьющие

Пьянство – национальная русская черта, – слышим мы со всех сторон. А дальше объяснение: у русского пьянства крепкие исторические корни. С первым, хоть и с натяжкой, можно было бы и согласиться. Так, по данным ВОЗ в нашей стране на душу населения потребляется порядка 15 литров чистого этанола в год. Для сравнения, в самой пьющей стране по статистике ВОЗ, Белоруссии, эта цифра равняется 17,5 литрам, в самой непьющей, Пакистане – 0,1 литра. Но вот с корнями – явный перебор. Опираясь на сохранившиеся источники, можно утверждать, что пьянство не было свойственно русскому народу. К примеру, до принятия на Руси христианства у наших предков было всего три повода поднять хмельную чарку: рождение ребенка, победа над врагом и похороны. Но и позднее жители Русской державы не злоупотребляли спиртным. Еще одно заблуждение, думать, что водка – национальный русский напиток. Этот продукт к нам завезли генуэзские купцы в XIV столетии, а технология его изготовления была известна еще в Древнем Риме. Популярность в России водка приобрела со времен Ивана Грозного, когда стали открываться первые «царевы кабаки», однако крепость ее была несравнима с нынешней – всего 14°. Живший в Москве XVII столетия немец Генрих фон Штаден отмечал, что русским запрещено торговать водкой, так как это занятие считается у них большим позором, а вот иностранцам это позволялось, ведь иноземные солдаты любят пьянствовать. К 1910 году Российская империя была в самом низу списка по потреблению алкоголя на душу населения в Европе, меньше русских пили только норвежцы. Алкоголизация России начала проявляться лишь в разгар Первой мировой войны, а после Октябрьской революции мы стали неуклонно приближаться к числу самых пьющих наций.

Крепкие середняки

В советское время не раз можно было услышать, что наш народ – самый образованный и начитанный. Возможно, так оно и было. А что же раньше, в царской России? Развитым европейским странам по этим показателям мы, конечно, уступали. Так, проект всеобщего обучения в Великобритании появился еще в 1870 году, в России он был разработан лишь в 1906-м. Заметно меньше, чем, скажем, в Англии у нас было и грамотного населения. В настоящем ситуация похоже не сильно изменилась по сравнению с дореволюционным временем. Так, недавно ООН представила список из 189 стран, ранжированных по уровню человеческого развития. Россия в нем оказалась на 49 месте, уступив фактически всем крупным мировым державам. Может мы все-таки не на столь высокой ступени развития, как нам кажется? Сегодня появляется много исследований на тему интеллектуального потенциала наций, и в них Россия далеко не на ведущих ролях. Например, газета The Times не так давно опубликовала результаты исследований уровня умственного интеллекта (IQ) среди различных наций доктора философии и психологии из Ирландии Ричарда Линна. Безоговорочное лидерство ученый отдает японцам со средним уровнем IQ в 111 баллов, немцы и голландцы, к примеру, у него набрали 107 пунктов, поляки – 106. Россияне застряли в середине списка с 96 баллами. Может действительно мы не самая выдающаяся нация в плане уровня развития, образования, интеллекта? Чего греха таить, на протяжении почти всей своей истории мы в этом уступали ведущим западноевропейским странам. Так, первый университет в России был открыт только в 1724 году, а в Европе подобные заведения функционировали с конца XI столетия. Возможно и сейчас мы лишь в роли догоняющих?