Почему в Советском Союзе не любили евреев

В многонациональной советской стране евреи оставались в лучшем случае чужими на празднике дружбы народов. И хотя официально евреи ничем не отличались от других советских граждан, на деле все выходило иначе. Почему же евреи не нашли места в новом мире, в создании которого они приняли самое активное участие?

Первая черная ласточка появилась на еврейском горизонте еще в 20-30 годах, когда Сталин начал борьбу за единоличную власть и победил. О государственном антисемитизме речи не шло, но сигнал общество получило — среди политических противников вождя, как и среди старой гвардии, было немало евреев. Неслучайно троцкистов называли жидами, хотя среди сторонников опального создателя Красной армии были не только евреи.

Второй виток антисемитизма пришелся уже на годы войны. Парадоксально, но сражаясь с нацисткой Германией, еврейский геноцид старались не афишировать, как и публичное участие советских евреев в сопротивлении врагу. Возможно, это было частичным ответом на пропаганду фашистов. Ведь немцы позиционировали себя освободителями народов СССР от еврейского ига.

Одновременно был создан Еврейский антифашистский комитет (ЕАК), главная роль которого по замыслу Сталина — привлечь симпатии и финансы зарубежных, а прежде всего, американских евреев. ЕАК свою задачу блистательно выполнил. В США он собрал 16 миллионов долларов, еще 15 миллионов — в Канаде и Англии, 750 тысяч — в британской Палестине, и один миллион — в Мексике. Кроме того, при посредничестве ЕАК Советский Союз получил медицинское оборудование, машины, одежду, лекарства. Сталин даже поддержит создание Израиля в надежде получить преданного союзника на Ближнем Востоке, но его ожидания не оправдываются — Израиль предпочтет США. Разочарованный Сталин отыграется на советских евреях.

В 1948 первый председатель ЕАК Соломон Михоэлс будет убит сотрудниками МГБ в ходе преднамеренного ДТП. Комитет был распущен, его участники арестованы, а 13 из них расстреляли. Остальные получили лагеря и ссылки. Начинается «борьба с космополитами», однако под ними подразумевают прежде всего евреев. Их начинают увольнять по надуманным поводам, доходит дело даже до локальных погромов — например, 7 сентября 1945 года в Киеве. Официальное молчание по этому поводу в народе воспринимается как разрешение на травлю. Поводом для бытового антисемитизма были даже посылки, которые получали евреи от своих соотечественников, живших за рубежом, с едой и одеждой.

В послевоенном антисемитизме сыграли свою роль и усиление «русской» риторики в речах вождя, когда именно русский народ был объявлен титульной нацией-победителем в Великой Отечественной, и идеологическая подготовка к войне с США, где евреи имели немалое влияние. Ради этого для евреев-физиков сделали исключение — государство нуждалось в бомбе, последнем аргументе будущей войны. Зато на медиках, литераторах, деятелях искусства, ученых самых разных областей отыгрались в полной мере, лишая работы и перспектив, а иногда и свободы. Пострадала даже ярая сталинистка Полина Жемчужина, жена Молотова. Ее сестра и брат умерли в тюрьме, сама она выжила и вернулась, оставшись верной вождю.

Готовился план массовой депортации евреев поближе к Биробиджану, но Сталин умер. Несмотря на реабилитацию по делу врачей, власти перед евреями не извинились, и советский народ до самого распада Союза знал, кого винить в дефиците и прочих бедах.

В послесталинскую эпоху евреев ограничивали пятым пунктом и правилом 3%. То есть каждый вуз и факультет принимали строго определенное количество студентов-евреев, а на некоторые специальности еврей не мог претендовать вообще (например, физико-математические факультеты, МИД или силовые структуры). Замалчивался и Холокост, говорить о нем можно было только в рамках общей трагедии советского народа.

С 1968 года, когда евреям разрешили эмигрировать, антиеврейская риторика изменилась, но не исчезла. Официальная пропаганда клеймила уезжающих в Израиль, как неблагодарных детей своей страны, которая дала им все. В народе наоборот завидовали, ведь евреи были единственными, кто получил законное обоснование покинуть Союз. В глазах обывателей евреи снова устроились лучше всех.

Интересно, что свой печальный вклад в бытовой антисемитизм внесла и интеллигенция. Обращение «деревенщиков» к корням, переосмысление революции и Гражданской войны с фактической реабилитацией белого движения, заметное и в кинематографе семидесятых годов, породило противопоставление русского советскому, которое стало восприниматься как еврейское. Появилось расхожее утверждение, что революцию сделали евреи, тем самым погубив великую Россию. Участие в революции представителей других наций игнорировалось. Позже такое же объяснение получил и распад Союза.