Войти в почту

Как чукчи готовили своих воинов

Чукотка – далекий северный край, который сумел взрастить на своих просторах суровый и воинственный народ. Чукчи 150 лет вели войны в русскими казаками, первопроходцами и с солдатами, а советскую власть СССР смогло утвердить на Чукотке только в пятидесятых годах XX века – до этого времени по просторам тундры ходили «кулаки-оленеводы», которые жили сами по себе и никому не подчинялись. Чукчи вели войны с соседними народами и даже пересекали для этого Берингов пролив и воевали с эскимосами на Аляске.

Как чукчи готовили своих воинов
© Русская семерка

Майор российской армии Дмитрий Иванович Павлуцкий, который железной рукой наводил порядок на Чукотке, описывал чукчей, как сильный, крепкий народ, воины которого были плечистыми, рослыми, свободолюбивыми, не терпели обмана и отличались мстительностью. Они не вступали в союзы с другими народами, кроме чукотских эскимосов.

Все чукчи делились на пять племен, которые в свою очередь делились на роды, происходящие от одного предка. В селении было от пяти до семи яранг и царил жесткий патриархат. Слово отца или самого сильного мужчины – старейшины умилыка было законом, а вопросы войны и мира решались на совете, где молодежь слова не имела.

Внешняя опасность заставляла народ сплотиться. Каждое селение выставляло по 15 – 20 воинов, предводителем назначался иногда самый сильный, а иногда – самый опытный человек. Известны, как минимум, трое знаменитых чукотских полководца – это главный тойон Наихйе, тойон Кею и Хыпае.

Женщины принимали участие в войне только в исключительных обстоятельствах. Для передвижения чукчи использовали нарты, запряженные оленями или собаками, а так же лодки и парусные ладьи.

Историк Александр Константинович Нефедкин в работе «Военно дело чукчей» указывает, отряды чукчей могли быть и по 80 и по 100 человек. В 1653 году Нижнеколымское зимовье осадили 500 чукотских воинов. В 1702 году в бою против 130 русских жителей Анадыря выступили больше 3 000 чукчей.

Доспехи чукчей были весьма похожи на доспехи японских самураев. Это были пластинчатые латы, которые делали из костяных пластин, для чего использовали клыки моржей и ребра оленей, которые скрепляли ремешками. В доспехах выделяли нагрудник, защиту спины, длинный подол, закрывающий воина до середины голени, наручи японской конструкции, ноговицы и пластинчатый шлем.

Особенностью лат было наличие окрылья – части доспехов, которая должна была защищать голову чукчи от стрел. Позже пластины стали изготавливать из железа и меди, поэтому российские власти запретили продавать чукчам железо.

Чукотский воин был вооружен тяжелым, мощным луком, который имел очень сложную конструкцию и изготавливался из лиственницы, елового креня, березы, оленьих жил и бересты.

Стрелы длиной от 60 до 85 см имели костяной либо металлический наконечник, а древки изготавливались из плавуна.

Тяжелое чукотское копье достигало в длину 2,5 метра. Его могла заменять пальма – большой нож длиной около 50 сантиметров, насаженный на двухметровое древко. Пальму использовали как копье, как топор или мачете.

Воин мог иметь при себе пращу, сделанную из нерпичьей кожи, два-три дополнительных ножа от 20 до 60 см в длину, тяжелую палицу и аркан.

Особым видом оружия был боло – его имели с собой даже дети, которые носили боло в виде украшения на голове. Боло представлял собой 10—12 веревочек длиной до 90 см из жил животных, на концах которых были закреплены шарики из моржовых клыков.

В тундре ценились выносливость и сила, идеалом воина был силач-богатырь.

Мальчика с детства приучали переносить невзгоды, подолгу не спать, мало есть, обходиться минимумом воды и быстро бегать.

Неполноценных детей убивали сразу после рождения, считая, что ими овладевал злобный демон. Отец убивал ребенка и тогда, когда умирала мать, а дитё не могло питаться самостоятельно.

Воина из ребенка начинали воспитывать с 5 лет, мальчик должен был овладеть арканом, снегоступами, быстро бегать, стрелять из лука, метать копье. Ребенок уходил тренироваться в тундру дважды в день – утром и вечером, особенности психики и возраста почти не учитывались. Особое внимание уделялось борьбе и игре в мяч.

В результате к 16 годам из ребенка вырастал выносливый, сильный человек, который мог обходиться без воды, еды и весь день бежать, преследуя оленей. Пущенная взрослым воином стрела насквозь пробивала человека, а запущенный из пращи камень взлетал на высоту от 50 до 100 метров. Путешественник Карл фон Дитмар писал, что чукотские воины «стреляют отлично как из лука, так и из ружья».

Отправляясь в дальние (до 500 км) походы чукчи засылали к врагам лазутчиков, устраивали засады в узких ущельях, умело использовали особенности местности. Бой происходил молниеносно – чукчи врывались в селение, неся смерть и разрушение, и откатывались, унося добычу и уводя рабов.

Если существовала угроза нападения на стойбище, то чукчи укрепляли свои яранги, поливая их зимой водой, чтобы на шкурах образовался лед, и его было трудно пробить копьем. В стенах яранги прорубали бойницы и отстреливались от врага, надеясь, что страх перед духом-хранителем очага поможет им избежать вражеского вторжения в саму ярангу. Однако часто враги просто набрасывали на жерди яранги аркан и стаскивали ее с места.

В дороге чукчи могли быстро развернуть стан на возвышенности, делая защитные укрытия и стены из толстых моржовых шкур, в которых прорезали бойницы.

Вокруг стана расставляли острые колышки, которые ранили врагам ноги.

Среди единственных союзников чукч – азиатских эскимосов был распространен обычай быстро сооружать небольшие ледяные крепости, за стенами которых можно было укрыться от стрел и копий врагов.

Если добавить к портрету чукотского воина, что он совершенно не боялся умереть молодым, более того, стремился к этому, потому что умерший от старости по поверьям не достигал небесной страны, то немудрено, что даже русские не могли справиться чукчами на протяжение столетий.