Войти в почту

Как Хрущев Америку открыл

60 лет назад состоялся первый в истории официальный визит советского лидера в США. Корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров расскажет, как это было.

15 сентября 1959-го Никита Хрущев вылетает в Америку, где уже готов детальный план ядерного удара по Советскому Союзу. Первую такую операцию американцы разработали еще в конце Второй мировой, затем постоянно обновляли. Вариант на 1959 год рассекречен национальным архивом США более полувека спустя. Сотни объектов в Москве и Ленинграде, также под прицелом союзники: Берлин, Варшава и Пекин. Среди целей – центры скопления гражданского населения. Но вот вместо ядерных взрывов на авиабазе «Эндрюс» звучит артиллерийский салют. Советского лидера приветствует президент США Дуайт Дэвид Эйзенхауэр. И это не краткий визит, а полноценное турне на 13 дней. Хрущев путешествует с семьей и делегацией из почти сотни человек. Две сверхдержавы решают, что лучше не воевать, а договариваться и соревноваться.

«Я убежден, что победит капитализм, то есть, коммунизм. Вы со мной не согласны многие, а я с вами не согласен. Что нам делать? Давайте жить. Живите вы при капитализме, а мы будем строить коммунизм. Все не прогрессивное умрет»,

– сказал Никита Хрущев.

Советскому Союзу есть чем похвастаться: три дня назад из Ленинграда отправился на ходовые испытания первый в мире атомный ледокол «Ленин». Делегация пересекает океан на новеньком пассажирском самолете Ту-114, чья дальность полета на треть больше, чем у Boeing 707. А с собой Никита Хрущев привозит копию металлического вымпела, которой как раз накануне доставила на Луну советская автоматическая станция.

В космосе Советский Союз впереди планеты всей, однако на земле все гораздо скромнее. Советский быт на пять звезд никак не тянет. Качественные товары народного потребления вроде легендарной «Волги М-21» появляются, но до народа не доходят. Например, служебный автомобиль Юрия Гагарина. Кстати, права он получил только после того, как слетал в космос. Лишь тогда первый космонавт смог стать и автомобилистом. Похожая машина есть и в коллекции президента России Владимира Путина. При ремонте на нее установили автоматическую коробку передач. Автомат появился на «Волгах» еще в 50-х, но его скопировали у «Форда». Модель не прижилась – советское масло для агрегата не подходило, а заокеанское было в дефиците.

Экономика США в это время втрое больше советской. Американцы хотят произвести на Хрущева впечатление и денег не жалеют. Это касается даже группы главы американского отдела внешней разведки КГБ Александра Феклисова, который за неделю до визита осматривает будущий маршрут. Все расходы оплачивает принимающая сторона.

«Заказывали самые дорогие блюда и самые дорогие вина, официантам в чеке отписывали 25 процентов. Первый тост, который они всегда произносили за трапезой, был «за американского налогоплательщика»,

– вспоминает дочь Александра Феклисова Наталья Асатур-Феклисова.

В каждом городе, куда приезжает Хрущев, составляют подробные программы. Вот – столица штата Айовы город Де-Мойн.

«Она дана на английском и на русском языке. В ней написано: «обед в честь его превосходительства Никиты Сергеевича Хрущева»,

– добавила Наталья Асатур-Феклисова.

В меню – гороховый суп, соленые галеты, печеный картофель, лимская фасоль и пирог с персиками и взбитыми сливками. И жаркое «прайм-рибз», под которым специально указано: «скот откормлен кукурузой». Молва о хрущевской кукурузной эпопее дошла и до США. В гости к уже знакомому фермеру Гарсту советский лидер напросился сам. Вместе они устроили яркое шоу. Хозяин разгонял надоедливых журналистов при помощи силоса, а Хрущев неожиданно затеял богословский спор.

«Я вам скажу: что вы умные люди – это да, верно. Но что Господь Бог вам помог, в чем вы не виноваты, это тоже признайте», – отметил Хрущев.

«Он на нашей стороне», – ответил Гарст.

«Вы что думаете, Бог только вам помогает, а нам не помогает? Нам он больше помогает!» – сказал Хрущев.

В итоге делиться Гарсту пришлось не только божественным покровительством, но и производственными секретами.

«Никита Сергеевич был человек любознательный. Он увидел у Гарста очень прогрессивную технологию на ферме. Спросил: «У вас такая ферма большая, сколько у вас там людей работает?» Гарст сказал: «Я и мои пять сыновей, на уборку нанимаю». «У нас в таком колхозе было бы человек 60. Можно я пришлю к вам своих механизаторов?» Прислал механизаторов», – вспоминает сын Никиты Хрущева Сергей Хрущев.

Сергей Хрущев во время поездки всюду следовал за отцом. Говорит, Никита Сергеевич, несмотря на идеологические разногласия, смотрел на США широко раскрытыми глазами, вникал во все детали.

«Он шел по вокзалу и говорит: «А это что у вас за ячейки?» А это, говорят, у нас люди хранят свои чемоданы, если надо, запирается и все. «Ух ты», – ответил он. А у нас везде держат человека, который вам будет отпирать, запирать. Появились ячейки»,

– рассказал Сергей Хрущев.

А еще советский лидер привез на родину молочные коктейли, хот-доги – сосиски в тесте, и гамбургеры – котлеты в булочке. А вот новые компьютеры не привез, хотя поездка на IBM – красу и гордость Америки – быт советского человека все-таки изменила.

«Сказал, что может в России тоже есть компьютеры, только они в отличие от этих успешно запускают ракеты на Луну. Так что русские компьютеры ничем не хуже американских. Но чем он был удивлен, так это местным кафетерием вместо обычной столовой, где вы берете поднос, ставите его на линию и набираете еду, какую только захотите, а потом уже оплачиваете»,

– отметил бывший журналист газеты The Washington Post Питер Карлсон.

Так в Советском Союзе появились столовые самообслуживания, а вот небоскребы или уютные коттеджи Никиту Сергеевича не впечатлили, он продолжил строить свои пятиэтажки. Не повезло и отечественному автомобилестроению.

«Его не убедило обилие американских автомобилей, потому что он увидел пробки, жуткие пробки. И говорит, что нет, надо развивать прокаты автомобилей. Массовое строительство автомобилей начинается только после отставки Хрущева»,

– говорит историк-публицист, кандидат исторических наук Юрий Емельянов.

Историк Юрий Емельянов в 59-м проходил стажировку в посольстве в Нью-Йорке. Вспоминает: до визита многие американцы советского лидера едва ли не антихристом считали. Отправили ему почти 100 тысяч писем.

«Американцы завалили посольство библиями. Они посылали библии или Новый Завет с подчеркнутыми местами и с надписью по-русски: а теперь видите страницу такую-то», – добавил Емельянов.

Но пока Хрущев открывал Америку, Америка открывала для себя Хрущева.

«Американцы поняли, что он очень похож на них. Уже пожилой, лысоватый, любит покричать и пошутить. Иногда даже выходит из себя. Мне кажется, он очень многогранная фигура, он подарил людям глоток свежего воздуха после «сталинской эпохи». И для всего мира он был гуманистом»,

– сказал Питер Карлсон.

Хотя на официальных переговорах с Эйзенхауэром в Кэмп-Дэвиде никаких серьезных документов не подписали, мир начал говорить «о дружелюбном духе Кэпм-Дэвида». За пару месяцев до поездки в Москве прошла еще и промышленная американская выставка. И теперь даже спор на ней в присутствии вице-президента Никсона казался приятельским обменом шутками.

Но уже в мае 60-го в столице открылась совсем другая экспозиция, где выставили сбитый самолет У-2. В небе над СССР американские разведчики безнаказанно летали с 56-го, и вот в самый разгар «оттепели» решились на новую вылазку. Но в этот раз самолет достали зенитной ракетой, летчик Фрэнсис Пауэрс выжил и дал признательные показания. От духа Кэпм-Дэвида ничего не осталось. Закрытие Америки произошло так же стремительно, как и открытие. И уже в 62 году мир вновь оказался на пороге ядерной войны – разразился Карибский кризис.

На Западе как-то не принято вспоминать, почему начался тот самый Карибский кризис. Тогда в далеком 1961-ом США разместили в Турции 15 ракет средней дальности с радиусом действия 2400-та километров. Т.е. они накрывали европейскую часть СССР вплоть до Москвы. В ответ в 1962-ом Хрущеву пришлось разместить ракеты на Кубе.