Как ранение Кутузова изменило ход войны с Наполеоном
Несмотря на огромное количество биографического материала, личность одного из величайших отечественных полководцев, Михаила Илларионовича Кутузова, до сих пор вызывает у историков немало вопросов. При этом больше всего споров вызывает решение фельдмаршала оставить Москву во время Отечественной войны 1812 года, а также его ранения в голову, выжить после которых, казалось бы, невозможно. Причем авторитетные исследователи считают, что эти два события могут быть взаимосвязаны между собой.
Старые знакомые
Согласно биографическим данным, до Отечественной войны 1812 года Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов встречался с французами дважды. Примечательно, что первая встреча с Наполеоном в 1805 году закончилась для подразделений Кутузова оглушительным поражением. Впрочем, в данном проигрыше не было ничего удивительно, действуя в рамках III антифранцузской коалиции, войска Кутузова неожиданно оказались один на один с многократно превосходящими силами французов. Русские отступили, что позволило спасти армию и нанести ряд успешных ответных ударов. Похожая ситуация сложилась и под Аустерлицем, когда французские войска нанесли поражение объединенной русско-австрийской армии.
Роковые ранения
Выяснить причину гениальности принятия решений и полководческого таланта Кутузова попыталась группа медиков из России и США, проведя ряд исследований на базе Неврологического института Барроу. Результаты своей научной работы медики представили в статье, опубликованной в научном журнале Neurosurgical Focus. Свое первое ранение Кутузов получил в конце июля 1774 года во время сражения под Алуштой в ходе русско-турецкой войны. Вражеская пуля вошла в левый висок, а вышла из правого виска, по сути, пронзив голову будущего полководца насквозь. Обычно после таких ранений не выживают, но Кутузов не только сохранил себе зрение и жизнь, но и, пройдя курс длительного лечения, сумел вернуться в строй.
Спустя четырнадцать лет во время битвы под Очаковым Кутузов вновь получил ранение в голову. Пуля попала ему в левую щеку, а затем, пройдя сквозь черепную коробку, вышла из-под основания черепа сзади. Как и в первом случае, ранение должно было стать смертельным, но Михаил Кутузов выжил и на этот раз. Причем к военной службе он вернулся спустя всего четыре месяца после вторичного ранения в голову. При этом интересно отметить, что как в первом, так и во втором случае жизнь будущему фельдмаршалу спасал французский медик, служивший в русской армии, Жан Массо.
Однако, по данным проводивших исследования ученых, Кутузов ни в коем случае не должен был выжить ни во время первого ранения, ни после второго. Но факт остается фактом: Жан Массо сумел провести несколько гениальных хирургических операций в полевых условиях, чудом вернув Михаила Илларионовича к жизни. Тем не менее два столь серьезных ранения в голову не могли пройти для полководца бесследно.
Всю оставшуюся жизнь Кутузов испытывал постоянные головные боли, болезненные ощущения от яркого света и имел плохое зрение. В то же время факт сохранения Кутузовым зрения выглядит невероятным, тем более что Кутузов, вопреки распространенному мнению, до самой смерти видел обоими глазами. Знаменитую черную повязку полководец носил лишь во время лечения. Правый же глаз его плохо, но видел. После окончания реабилитационного периода никаких повязок Кутузов уже никогда не носил. По мнению Марка Пройля, руководителя группы международных исследователей, именно ранения в голову, превратившие прежде настырного лихого военного в скрытного осторожного, склонного к самоанализу человека, и сыграли решающую роль в выборе стратегии во время Отечественной войны 1812 года.
Поврежденный мозг
Дело в том, что ученые, восстановив маршрут движения пуль внутри черепной коробки Кутузова, установили, что во время ранения была задета лобная доля головного мозга, отвечающая за принятие решений. По мнению медиков, если бы не ранения, Кутузов с большой долей вероятности решил бы до последнего отстаивать Москву. Однако после столь страшных ранений в голову, пережитых полководцем, он должен был либо вовсе потерять рассудок, либо превратиться в гениального человека с сильной интуицией и пророческими способностями.
Провидение сделало из Кутузова человека, способного принимать гениальные решения. Как утверждает Марк Пойль, часть российских генералов даже не скрывала того, что считает Кутузова сумасшедшим, но и они верили в его гениальность, неоднократно доказанную на практике. Читая описание ранений полководца, можно лишь удивляться тому, что он вообще остался жив. Сохранились отчеты французского медика Жана Массо, подробно описавшего ранения, собственные хирургические операции и восстановительный период Кутузова. Данные документы не оставляют сомнений, ранения действительно были, но привели они не к смерти или лишению рассудка, а к обретению гениальности в принятии решений.
Очевидно, после пережитых ранений Михаил Кутузов принял решение оставить Москву, сохранив армию и навязав Наполеону свою тактику ведения боевых действий. Именно неожиданная во многом иррациональная стратегия управления войсками Кутузовым в конечном счете и погубила французскую армию.