Почему раньше женщины чаще уходили в монастырь

Еще триста-четыреста лет назад постриг для женщины был вполне обычным делом. Причем такую судьбу выбирали и принцессы, и знатные дамы, и крестьянки. Некоторые даже отказывались от короны ради поста и молитвы. Редакция «Рамблера» расскажет, в каких случаях монастырь оказывался предпочтительнее светской жизни.

Почему раньше женщины чаще уходили в монастырь
© Кадр из сериала "Бесконечный мир"

В Темные века в Европе почти повсеместно распространяется культ святых. Праведниками становились и миряне, однако в монастыре шанс достичь небесного рая на земле был велик как никогда. При этом одновременно с христианством распространяется и массовая истерия по поводу конца света и грядущего Страшного суда. Событие всерьез ожидалось в 1000 году. Люди бросали имущество, принимали обеты, уходили в паломничество, а в монастырях сомневались, стоит ли составлять календарь на год апокалипсиса.

Естественно, паника затронула и женщин. Вера была сильна как никогда, люди горели желанием совершить подвиг во имя своих религиозных убеждений. Негласное утверждение, будто женщина по природе своей более греховна, чем мужчина, подсказывало самый легкий способ достичь духовного совершенства. Женщины принимали обет безбрачия, тем самым поднимаясь над своими сестрами, оставшимися в миру. И хотя в 1000 году конца света не случилось, энтузиазм не уменьшился. Почему?

Нужно понимать, что вплоть до эпохи Просвещения жизнь женщины была короткой и изнурительной, даже если речь шла об аристократке. Девушки выходили замуж в 12-13 лет и начинали рожать.

Каждые роды были связаны со смертельным риском для жизни и здоровья матери и ребенка.

Забвение наук, произошедшее после распада Римской империи, отразилось на элементарных знаниях. В медицине царило суеверие и невежество, процветало шарлатанство. Поэтому роженица каждый раз играла в рулетку с судьбой. А так как эффективных средств контрацепции также не существовало, то сознательно ограничить количество беременностей было невозможно. Естественно, организм быстро изнашивался, поэтому уже в 30 лет женщина могла считать себя долгожительницей.

Если девушка принадлежала к низшему сословию, то она была обречена на тяжелый труд без скидки на здоровье и возможности. Отказаться от замужества было нельзя, ведь тогда женщина становилась вечной иждивенкой родителей, а потом братьев, что также отражалось на отношении к ней.

Даже благородные дамы и принцессы не могли мечтать о другой участи, кроме как продолжить древний род и войти в незнакомую семью, часто на положении заложницы в политическом союзе. Разумеется, были и исключения, когда женщины возглавляли войска своего мужа или отправлялись в крестовые походы, но для большинства такая опция была недоступна.

Получить даже начальное образование было почти невозможно. Во-первых, оно было сосредоточено в монастырях и храмах, и находилось в относительном упадке, во-вторых, даже короли Раннего Средневековья не всегда умели грамотно писать.

Женщину, слишком интересующуюся книгами, могли заподозрить в колдовстве и ереси. Ведь знание считалось прерогативой мужчин.

Наоборот отказ от мирской жизни давал женщине немало преимуществ — образование, определенную свободу от власти семьи, шанс прожить дольше и быть здоровее, гарантированный кусок хлеба и даже возможность сделать карьеру — например, стать аббатисой.

© Кадр из фильма "Монахиня"

С постепенным освобождением общества от церковных догм во времена Возрождения жизнь женщины также стала разнообразнее. Привлекательность монастырей, как единственной альтернативы, стала падать, однако количество монахинь не уменьшилось.

Дело в том, что монастырь в католических странах стал естественным убежищем для бесприданниц из разных сословий, и прежде всего, обедневших дворянских семей. Если в такой семье было несколько дочерей, то все рассчитывать на замужество не могли.

Не имея возможности обеспечить дочерей приличным приданым, отец пристраивал их в монастыри, где они могли получить хоть какое-то содержание до конца жизни.

Разумеется, мнения девушки при этом никто не спрашивал. Впрочем, для многих даже затворничество было предпочтительнее участи всеми презираемой приживалки в семье братьев.

Девушки из протестантских стран (Англия, Нидерланды, скандинавские страны, северная Германия) были лишены такой возможности. Это стало стимулом для постепенного вовлечения женщины в ранее мужские сферы занятости. И хотя женщинам платили гораздо меньше за тот же объем работы (даже в шахтах), это все же стало началом их финансовой независимости.

В России монашеская келья была уделом и незамужних царских дочерей, и постылых жен. Какой бы знатной и богатой не была девушка, стать хозяйкой своей жизни она не могла. Однако для бедных женщин монастырь был лучшим вариантом, чем пожизненная нищета.