Войти в почту

Чем казанские коты лучше питерских: невыдуманная история

Все как на подбор молодые, крепкие, широкомордые – 30 котов ехали из Казани в Петербург. В подводах исправно меняли лошадей, корма давали "сколько надлежит – немедленно": так гласил "Указ о высылке котов ко двору". 24 октября 1745 года его издала императрица Елизавета Петровна.

Рябчиков жуй: как коты отрабатывали императорский паек
© © AP Photo / dpa Julian Stratenschulte

Елизавета страдала от мышей и крыс – они чудовищно расплодились не только в хозпомещениях, а и в царских покоях. И в Летнем дворце, и во временном Зимнем, тоже деревянном, еще до постройки капитального. Грызунов императрица боялась, кошек любила и подкармливала на прогулках по Петербургу: сбегались чуть ли не все городские "бродяжки". Но для работы во дворцах нужны были коты особые – крысы лютовали.

Из грязи в князи

От казанского губернатора Артемия Загряжского императрица узнала, что в Казани водятся невероятно сильные, "бойцовские" коты. Загряжскому и было поручено наловить в большие коробки крупных особей мужского пола. Сначала крысоловов поселили во дворце на углу Невского и Большой Морской, позднее они разошлись по разным резиденциям. Указы о котах Елизавета издавала регулярно, словно речь шла о рядовых служащих.

В указе 1750 года, когда количество котов естественным образом увеличилось, она писала о необходимости одному дворцу поделиться котами с другим, причем брать их следовало "из камер-юнкерских покоев" и выпускать в императорские покои только после недели сытного питания на новом месте: для адаптации. Еще через три года указ требовал уже до трехсот кошек для новой резиденции в Лефортове. Они расположились поблизости от Головинского дворца – в "особливом покое для прикормки и содержания". По поводу прикормки через год вышел спецуказ офицерам Придворной конторы: говядину и баранину котам не "отпускать", а вместо того "отпускать в каждый день рябчиков и тетеревов по одному".

Разделение семей

До изобретения крысиного яда крысы были бичом монарших дворцов в любой стране, и везде выручали коты. Считается, что первым котом на службе в русском царском амбаре был Василий, – его император Петр привез из Голландии. По этому поводу профессор РГГУ Игорь Курукин заметил:

"Дворец это место, где живет очень много людей. Они едят, мусорят – естественно, там заводятся грызуны. Добавьте еще отсутствие удобств – клозета и ванны; печки, которые чадят, дымят и чистоты не добавляют. Если дворец деревянный, дерево со временем портится, крысы прогрызают его до трухи. И для борьбы с ними в отсутствии современных препаратов кошка – самое эффективное и простое средство. Кошки во дворце – это не чтобы весело было, это совершенно нормальная, нужная "вещь".

Когда в 1862 году в Петербурге построили полноценный Зимний дворец, в него въезжала уже не Елизавета, а Екатерина Вторая. Всех котов она взяла с собой, причем впервые разделила: одни сделались домашними и служили дополнительным украшением и без того роскошных залов, а другие воевали с крысами. Нередко бывало, что муж-кот служит в подвалах с холодными закусками, а жена-кошка нежится на подушках в спальне императрицы. Если бы коты, которые по сей день живут и служат в Эрмитаже, умели разговаривать, они бы много чего рассказали о своих "казанских предках".