Что отличает “блатных” от обычных уголовников

Внутри тюрем и лагерей существует своя извращенная иерархия. "Рамблер" изучил материалы о профессиональных преступниках из "воровских семей", так называемых "блатных". Впервые в СССР об этой части общества стали написали следователь Лев Шейнин в своих "Записках следователя" и писатель Варлам Шаламов в "Очерках преступного мира". В отличие от обычных уголовниках, не имеющих родственных или многолетних профессиональных связей с преступным миром, для "блатных" тюрьма зачастую является местом, где они чувствуют себя как рыба в воде, миром, который знаком им с детства.

Что отличает “блатных” от обычных уголовников
© Кадр из фильма "Вор"
"Все люди мира, по философии блатарей, делятся на две части. Одна часть – это «люди», «жулье», «преступный мир», «урки», «уркаганы», «блатари», «жуки-куки» и т.п.Другая – фраера, то есть «вольные». Старинное слово фраер – одесского происхождения. В «блатной музыке» прошлого столетия много жаргонных еврейско-немецких слов," -

писал Шаламов.

Следователь Шейнин никогда не оказывался в положении слабого по отношению к "блатным" и не испытывал на себе их настоящий характер. В своих книгах он романтизировал "блатных"и с сочувствием рассказывал о "воровском кодексе чести". Шаламов, отбывший во времена сталинского террора 17 лет в заключении в различных лагерях ГУЛАГа, с этим подходом был категорически не согласен.

"Блатари немало заботятся о подготовке своей смены, о выращивании «достойных» продолжателей их дела. Страшный мишурный плащ уголовной романтики ярким маскарадным блеском привлекает юношу, мальчика, чтобы его отравить своим ядом навсегда.", -

предупреждал он.

В истории СССР было несколько периодов, когда "блатной мир" резко пополнялся. Это случилось в 1930-е годы в период раскулачивания, когда значительная часть сельской молодежи попала в лагеря или осталась сиротами. Вторая волна "уркаганизации" случилась после войны, поскольку в процентном отношении среди мужчин выжило больше "блатарей", чем обычных граждан. Фильм "Вор" с Владимиром Машковым отражает именно этот период. В третий раз "блатной мир" пополнился после "бериевской амнистии" в 1953 году, когда волна освобожденных уголовников залила страну.

Одним из главных признаков "блатного" Шаламов считал лживость и отсутствие морали.

"Лживость блатарей не имеет границ, ибо в отношении фраеров (а фраера – это весь мир, кроме блатарей) нет другого закона, кроме закона обмана – любым способом: лестью, клеветой, обещанием...Фраер и создан для того, чтобы его обманывали; тот, который настороже, который имел уже печальный опыт общения с блатарями, называется «битым фраером» – особая группа «чертей». Грозная поговорка «умри ты сегодня, а я завтра» начинает повторяться все чаще и чаще во всей своей кровавой реальности. Увы, в блатарской поговорке нет никакого переносного смысла, никакой условности.", -

так описывал писатель свой опыт столкновения с "миром АУЕ".