Как выставка недоношенных детей случайно спасла тысячи жизней

Мартин Куни стал одним из самых прославленных врачей начала XX века, хотя документально не удалось подтвердить, что у него было должное образование. Как человеку без специальной подготовки удалось повлиять на историю медицины - читайте в материале "Рамблера".

Как выставка недоношенных детей спасла тысячи жизней
© The New York Public Library

Иронично, но о самом человеке, внесшем существенный вклад в развитие медицины, известно мало: он родился в 1860 году (по другим данным - в 1870-м), был выходцем из Европы и вдохновлялся идеями французского врача Стефана Тарнье. Именно Тарнье впервые задался вопросом, что будет, если получится изобрести препарат, который поможет "дорасти" недоношенным детям вне материнской утробы? Саму идею врач подсмотрел на одной из птицефабрик, где в подобных инкубаторах хранились яйца. Тарнье стало интересно, получится ли подобное провернуть и с человеком?

Стефан смастерил ящик, провел трубку с кислородом, а с помощью угля смог поддерживать нужную температуру и влажность внутри. Затем он поместил туда ребенка - результаты восхитили даже его самого. Оказалось, что если сохранять должный уровень влажности, температуры воздуха и поддерживать кислород, то в кувезе (второе название инкубатора) вполне успешно можно было взращивать недоношенных детей.

© The New York Public Library

Тарнье скончался в 1897 году, так и не успев довести до совершенства свою разработку, но уже зародил зерно размышений в своих последователях. Например, в Мартине Куни.

Тот, правда, изначально руководствовался идеями менее научными - он размышлял о способе заработка. Куни придумал необычную выставку, главными экспонатами которой были бы те самые живые недоношенные дети. Но необходима была емкость, куда можно было бы поместить ребенка. За основу он взял кувез Тарнье и смог довести изобретение до ума.

Куни показал свой прибор на одной из выставок в Европы. Но несмотря на то, что идея действительно была превосходной с медицинской точки зрения, должного фурора он у аудитории не произвел. Поэтому отправился в Нью-Йорк, где представители местных больниц были крайне обрадованы возможности передать новорожденных даже и доктору-самозванцу. Медицинские учреждения Америки были переполнены детьми с отклонениями и патологиями развития, поэтому под присмотром Куни у них появлялся хоть какой-то шанс на лучшую жизнь.

Удивительно, но из бизнесмена из Мартина Куни так и не вышло. С родителей своих подопечных он не взял ни единого цента, а деньги на содержание добывать пришлось все же из выставок.

Идея возможности поглазеть на недоношенных детей пришлась по душе зевакам с Кони-Айленда, которые с радостью платили по 25 центов за просмотр. Выставка под названием "Инкубатор с недоношенными детьми" произвела фурор. Мартин Куни смог выручить всего за один день 800 долларов. Деньги он тратил на усовершенствование своего аппарата, а также отдавал в больницы.

© The New York Public Library

На протяжении многих лет он дорабатывал кувез, опытным путем подбирая нужную температуру и влажность. Спустя время он смог выяснить, что более и менее доношенным детям нужны разные температуры, а влажность, по его опыту, должна быть на уровне чуть более 70%. Ребенок, который буквально "дозревал" в инкубаторе, затем вел вполне обычную жизнь человека, рожденного ровно в срок.

Слухи о действенном аппарате быстро разнеслись по больницам Америки, поэтому врачи буквально умоляли Куни взять как можно больше детей под свой присмотр. Но у него не было столько инкубаторов, хотя по-человечески он понимал стремление врачей разгрузить больницы и дать детям шанс на лучшую жизнь. Тем не менее, он делал все возможное, чтобы как можно больше младенцев могли воспользоваться такой возможностью, ведь другого шанса у них могло и не случиться - недоношенных детей оставляли погибать, так как они не считались полноценными членами общества.

© Missouri History Museum

Мартин Куни в медицинских кругах, тем не менее, так и не заработал уважение коллег, а считался скорее шоуменом. Правда, его мало заботила его репутация - он полностью посвятил себя идее совершенствования своего инкубатора. А пока действовала его выставка, он мог позволить себе заниматься исследованиями. Все были в выигрыше: зеваки получали свою порцию зрелищ, Куни - деньги на содержание, а больницы были менее загружены, у новорожденных появлялся шанс на жизнь благодаря экспериментальной помощи, которую оказывал Мартин.

Спустя годы, выходцы из его инкубатора смогли лично прийти и посмотреть на кувезы, в которых провели первые недели жизни.

Любопытно, что за годы исследований на личном счету Куни не скопилось и ста долларов - все деньги он переводил больницам на ремонт и закупку оборудования.

По некоторым данным, благодаря своем изобретению Мартин Куни спас от смерти от шести до восьми тысяч детей.