Кто на самом деле попадал в штрафбаты во время ВОВ
Штрафные батальоны обросли легендами, и превратились в благодатную почву для фильмов о войне, снятых уже в постсоветские времена. В материале «Рамблера» — разоблачение самых популярных мифов.
Сплошные уголовники
В массовом сознании бытует представление, что большинство штрафников были матерые уголовники. Однако в реальности в штрафбат могли попасть только осужденные по сравнительно легким преступлениям — например, за кражи. Те, кто отбывали срок за убийство или вооруженный грабеж, а также сидели по политической статье, в штрафбаты не допускались. Очевидная логика: рассчитывать на дисциплинированность части, состоящей из бандитов-рецидивистов, было нельзя. Политическим узникам просто не доверяли — ведь они могли перейти на сторону врага с оружием в руках.
По соображениям дисциплины, командовали штрафными батальонами и ротами обычные офицеры — об уголовниках и даже разжалованных не могло быть и речи. Этот факт даже отражается в фильме «Место встречи изменить нельзя» по повести «Эра милосердия». Шарапов на фронте командовали именно штрафной ротой, но сам никакого отношения к уголовному миру не имел.
По этой же причине все роты и батальоны были смешанными — частей, укомплектованных только зэками не было.
Офицеры таких рот и батальонов имели ряд льгот (сокращенный срок выслуги, дополнительный паек), так как далеко не все хотели командовать штрафниками.
Бессрочная служба
Потери штрафных батальонов были высокими (в три и более раз, чем в обычных), ведь их бросали на самые сложные участки фронта. Но срок службы длился три месяца или до первого ранения. Если штрафники особо проявили себя в бою, то выживших переводили в обычные части и награждали медалями и орденами.
Безоружные и раздетые
Штрафные роты и батальоны укомплектовывались формой и оружием в той же мере, что и обычные части призывников и профессиональных военных. Только винтовки, гранаты и прочие боеприпасы бойцы штрафбатов получали уже перед сражением, чтобы исключить возможность дезертировать с оружием в руках.
Заградотряды
Нет документальных источников, подтверждающих наличие спецотрядов НКВД, которые готовые расстрелять штрафников в спину, если они дрогнут.
Штрафников мотивировали другие обстоятельства. Ведь в большинстве своем там служили разжалованные военные, рядовые — в ротах, офицеры — в батальонах.
Например, туда попадали снабженцы, пойманные на хищениях, нарушители воинской дисциплины, дезертиры. Можно было отправиться в штрафбат за халатность, неисполнение приказа, самоволку, драку с сослуживцем или политически неправильные разговоры.
Отдельные штурмовые бригады создавались из офицеров, побывавших в плену или на оккупированных землях. Там служили два месяца или до первого ранения с сохранением званий.
Офицеры, достойно показавшие себя в штрафных батальонах, переводились в обычные части, им возвращали прежние звания, их семьям выплачивались пенсии в случае гибели кормильца.
Выжившие штрафники с легкими уголовными статьями после службы фактически закрывали свой срок.