Почему в мире до сих пор существуют пираты

Удивительно, но и в XXI веке живут и здравствуют морские разбойники, хотя, казалось бы, их золотой век давно прошел вместе с ушедшей эпохой рассвета мореплавания. «Рамблер» объясняет, почему проблема пиратства до сих пор актуальна.

Почему в мире до сих пор существуют пираты
© Instagram/maritime_security (организация запрещена в России)

Промысел морских бандитов нашего времени не сильно отличается от деятельности их предшественников: те же похищения, кражи и иногда убийства. Еще в августе СМИ трубили о захвате пиратами в камерунских водах двух грузовых кораблей. Флибустьеры захватили в заложники семнадцать человек, среди которых трое были гражданами России.

Морская зона Камеруна является одной из потенциально опасных для судоходства территорий из-за пиратского промысла. В чем же причина того, что современный мир вынужден мириться с существованием старых, но не добрых морских бандитов?

Существование пиратства напрямую связано с низким качеством жизни в проблемных и малоконтролируемых участках земного шара. Среди таких числятся бассейн Карибского моря, острова Индонезии, Сомали и Нигерия.

Одной из наиболее известной в мире групп флибустьеров являются сомалийские пираты, которые почувствовали собственную безнаказанность в 2000-ом году из-за нестабильной обстановки в регионе. Ситуация с автономией государства Пунтленд привела к тому, что местные жители, работавшие в сфере береговой охраны, начали сами нападать на рыболовецкие суда.

Так, согласно данным Bloomberg, в 2011 году более 68% нападений в мире пришлось на корабли в районе Пунтленда. В мае того же года пираты удерживали ради выкупа порядка 480 моряков и 50 судов.

Сейчас обеспечением безопасности сомалийской территории занимаются корабли НАТО, ВМФ, Индии и России, однако длина побережья составляет три тысячи километров, поэтому полностью исключить возможность нападения пиратов нельзя. К тому же патрулирование такой территории – дело затратное даже для стран с развитой экономикой.

От нападения морских бандитов также страдает Гвинейский залив, которому организация «Океаны без пиратства» присудила звание самого опасного в мире района для мореплавателей. Флибустьеры, открывшие свой промысел на данной территории в основном зарабатывают похищением нефти. В 2012 году организации, занимающиеся вопросом пиратства, сообщили, что в течение года морские бандиты совершили 966 нападений на моряков.

Деятельность морских пиратов XXI века целиком завязана на обогащении, речь идет о плохом качестве жизни, не позволяющем сводить концы с концами, не прибегая к насилию. Нефть в современном мире продолжает оставаться важным ресурсом, однако, в случае захвата пиратами танкера, ответственная компания потеряет лишь часть денег, отданных на выкуп захваченного. Поэтому меры, предпринимаемые государствами, ограничиваются нежеланием тратить колоссальные деньги на искоренение пиратства. В том случае, если бы пираты устраивали то же, что и в свой золотой век, то общие усилия стран мира резко сократили число морских бандитов в облюбованных ими регионах.

Сейчас пиратство стоит далеко не на первом месте по сравнению с такими угрозами, как терроризм, который приносит намного больше ущерба и, соответственно, претендует на приоритет государственной политики в сфере борьбы с мировыми угрозами.