Убейте и съешьте друг друга: как кашалот отомстил китобоям
Кашалот замер напротив судна и вдруг пошел на таран, ускоряясь подныриваниями. После страшного удара вынул голову из пробоины и скрылся. Это была первая зафиксированная атака кита на корабль. 20 ноября 1820 года в Тихом океане потерпел крушение американский китобойный парусник "Эссекс".
Кашалот длиной 26 метров впоследствии был увековечен в романе Германа Мелвилла "Моби Дик". Но то, что рассказал писатель, не шло ни в какое сравнение с реальной историей. Покинув разбитое судно, команда "Эссекса" спасались на трех потрепанных лодках – вельботах. Дорога домой заняла 90 дней. Из 19 членов экипажа выжили пятеро.
Не зли кита
Если кит хотел отомстить людям за их кровавый промысел, то его план был выполнен на отлично. Пересаживаясь в вельботы, китобои обнаружили, что во время крушения погибли почти все запасы пресной воды и еды. Того, что удалось взять с собой, хватило только на два дня. Очень скоро пришлось пить собственную мочу и приглушать голод, полоща рот морской водой. Потом начались смерти от инфекций и истощения. Во время очередного случая покойника решили съесть. Затем и вовсе тащили жребий, кому быть убитым и съеденным.
Повезло натолкнуться на крохотный необитаемый остров – подкрепиться крабами и птичьими яйцами. Лодки постоянно давали течь, расстояние от места катастрофы до порта приписки казалось непреодолимым – больше 2 000 морских миль, почти четыре тысячи километров. Если бы их не заметили с проходящих судов, историю выживания в океане после нападения кашалота никто бы не узнал.
Самозащита против оружия
Нападение морского животного на "Эссекс" вполне объяснимо. Так считает Дмитрий Глазов – заместитель руководителя программы "Белуха – белый кит" Института проблем эволюции и экологии:
"Направленная агрессия на человека существует только у раненых китов, в которых, например, выстрелили с китобойного судна гарпунами, заправленными специальными бомбами. Защищаясь или защищая своего детеныша, кит может стать агрессивным – подплыть под лодку, а затем скинуть ее с себя, ударить по ней головой или, что еще хуже, хвостом. Во времена, когда китобойцы были парусными судами небольшого размера, кит при своей массе и силе удара легко мог разрушить плавучую конструкцию".
Киты не бывают без причины мстительными и в основном доверительно относятся к человеку. Как рассказал Дмитрий Глазов, известны случаи, когда они подходят к небольшим судам, трутся о борт – чешутся и даже взаимодействуют с людьми. Но с развитием морского судостроения делают это все реже. Особенно стараются избегать современные скоростные суда, которые буквально нанизывают животных себе на форштевень, если те не успевают отходить. Во избежание подобных трагедий корабли принято снабжать отпугивателями – мощными, чтобы киты их слышали издалека.