Как коньячный спирт довел корабль до катастрофы

Бриг подошел к дрейфующему кораблю. Капитан поднялся на борт и не нашел никого. Все выглядело так, словно люди вышли на минуту. При этом взяли продовольствие, но оставили драгоценности и пачки денег. 4 декабря 1872 года в Атлантике появился "корабль-призрак" "Мария Целеста".

Как коньячный спирт превратил корабль в «призрак»
© ru.wikipedia.org

Это была торговая бригантина. Ее груз составляли бочки с коньячным спиртом: почти 272 тысячи литров алкоголя. "Мария Целеста" везла его из Нью-Йорка в Геную. Что случилось через месяц пути где-то между Португалией и Азорскими островами, до сих пор неясно.

Игрушки на полу и кортик в крови…

"Мария Целеста" была на ходу, хотя ее трюмы и успела залить вода. Бортовой журнал не сообщал ничего необычного, штормов не было. Только почему-то окна кормовой надстройки были заколочены досками и закрыты брезентом, а световые проемы в потолке, напротив, открыты настежь. В каюте капитана нашли игрушки на полу, швейную машинку с заправленным шитьем – он ушел в плавание с женой и детьми. Под его кроватью валялся кортик в странных пятнах: то ли ржавчина, то ли кровь.

"Экипаж мог покинуть судно из-за неверной оценки ситуации", – так считает историк Виктор Лебединский.
"Корабль оставляют в исключительных случаях, когда нет надежды на его спасение. Но он может и не погибнуть. У нас в Черном море был похожий случай с судном, на котором мы проводили экспедицию. Во время шторма экипаж решил перебраться на соседний, более крупный корабль, но перед этим на своем бросил якоря. Утром после шторма все вышли на палубу посмотреть, что стало с оставленным судном. Оно совершенно спокойно стояло в сотне метров – пережило непогоду и осталось на плаву", – рассказал историк.
© © Валерий Василевский /// Современная бригантина

"Марию Целесту" на якорь не поставили. Значит, все-таки спешили. Почему? Есть три версии, и у каждой – свои защитники.

Напились и давай играть на пианино?..

На правду похоже то, что бочки со спиртом в трюме не были герметичны. Смешавшись с воздухом, пары спирта несильно взорвались. Следствие установило, что таких взрывов случилось два. Возможно, опасаясь третьего, команда села в шлюпки и отошла на тросе от бригантины. Но вместо взрыва последовал порыв ветра. Он порвал трос и унес судно. Люди на шлюпке в открытом океане погибли.

© © РИА Новости / Алексей Богдановский /// Коньячные бочки

Еще достовернее версия под названием "большая афера". Владелец судна был в сговоре с капитаном брига, который его нашел. Они инсценировали "мистическое" происшествие и оба оказались в выигрыше. За находку в море и возврат корабля капитану брига причиталась большая сумма; владелец получил и страховку, и корабль с грузом. Команда должна была укрыться на одном из Азорских островом с готовыми "выправленными" документами и дальше жить новой жизнью.

Наконец, немало сторонников того, что ЧП на корабле все же произошло. Был шторм. Во время него на жену капитана упало пианино. Сразу после ее гибели у него поехала крыша, и он свалился за борт. Команда стала пьянствовать (девяти бочек, действительно, не хватало: меньше, чем за месяц каждый из восьми мужчин выпил примерно по 25 бутылок водки). И тогда старший офицер при встрече с бригом-спасателем уговорил его капитана взять на борт команду, выдать за свою, а "Марию Целесту" считать "кораблем-призраком". В пользу этой версии говорит то, что некоторое время спустя в США появился чудесно спасшийся с "Марии Целесты" кок: он ездил по стране с лекциями. Но потом объявился еще один "спасшийся кок", и еще один. Всего отловили пятерых. Их всех посадили в одну камеру.

© © Public domain /// Рембрандт Харменс ван Рейн "Шторм на Галилейском море" (1633)