Как в СССР стали говорить о запретном

Известно, что ставшая крылатой фраза "в СССР секса нет" означала в первую очередь проблемы со свободой говорить на такие темы. "Рамблер" рассказывает, каким образом и когда в советском государстве стали говорить об интимной жизни.

Как в СССР стали говорить о сексе
© Кадр из фильма "Журналист"

Первые опыты более вольного искусства в плане открытости возникли в связи со сменой официальной риторики государства в конце 1950-х годах. Касаемо кинематографа, в первую очередь речь шла о внебрачных связях героев, презентовавшихся все более смело. Подтверждение можно увидеть в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года» 1961 года, где добрачные связи являлись нормой частной жизни интеллигенции. Разумеется, вместе с вышеупомянутым фильмом выходили и такие киноленты, которые закрепляли установку о девичьей чести как о главном достоинстве женщины, например, в комедии Юрия Чулюкина «Девчата» того же года.

Конец 1960-х ознаменовался выходом картин, который отражали мучительный женский выбор по части «неузаконенной» любви, подвергавшейся осуждению со стороны некой части социума. Такими были фильмы «Журналист» (1967) Сергея Герасимова и «Еще раз про любовь» (1968) Георгия Натансона, где героини разрывались между любовью и одобрением общественности. В то же время авторская симпатия, по всей видимости, была на стороне девушек. Интересно, что мужское сексуальное поведение в данном случае не являлось темой для обсуждения.

Писательское перо во второй половине 1950-60-х годов могло свободно описывать внебрачные отношения. Подобное можно заметить у Василия Аксенова в повести «Коллеги», Даниила Гранина в романе «Иду на грозу» и даже у так называемого некоторыми «мракобесного моралиста» Всеволода Кочетова в произведении «Братья Ершовы».

В начале 1960-х годов оживилась советская сатира, начавшая высмеивать ханжеские взгляды на отношения мужчин и женщин. Больше всего за консервативность досталось учителям: так в журнале «Крокодил» в 1962 году разместили пародию Льва Самойлова на педагогов, которые в связи со спектаклем у десятиклассников спешно подбирали синонимы к словам в афишах, меняя, например, «Любовь Яровая» на «Друг Яровая».

Жажду свободы в плане обсуждения интимного поведения спровоцировали различные законодательные инициативы власти, продукты кинематографа и литературные произведения. Люди стремились открыто дискутировать на «запретные» темы, как это было в 1920-х годах, о чем свидетельствуют письма в редакцию Ленинградского радио, которое провело серию передач под названием «Береги честь смолоду».

Помимо писем, желание разрешить некоторые сексуальные вопросы отразилось на опросах начала 1960-х годов, когда социологи выявили неодобрение замалчивания проблем приватности. Предметом активного обсуждения являлась необходимость издания научно-популярной литературы по физиологии и гигиене интимной жизни, поскольку никаких трудов по сексологии не было. Выход из сложившейся ситуации культурная часть молодежи нашла в художественной литературе, способной хоть как-то ответить на возникшие вопросы. Отметим, что в 1960-70-х годах в СССР все-таки появилась специальная литература по проблемам интимной жизни. В частности, сенсацией стали переводы трудов немецкого медика Рудольфа Нойберта: в 1960 году на советских книжных прилавках появился труд «Вопросы пола», а с 1967 года систематически переиздавалась «Новая книга о супружестве».

Возобновившиеся в годы оттепели опросы свидетельствуют о более свободных представлениях об интимной жизни среди молодежи. Так, в конце 1960-х добрачные сексуальные контакты одобряли не только 62% мужчин, но и 55% женщин. А до совершеннолетия интимная жизнь начиналась у 14,5% девушек и 52,5% юношей. Новое поколение высоко оценивало близость как фактор крепкой семьи и устойчивых отношений между мужчиной и женщиной. Однако здесь была проблема – коммуналки и бараки выставляли все интимное на обозрение. В связи с этим является неудивительным, что с появлением хрущевок у людей на бытовом уровне появилось стремление к сокрытию своей личной жизни.

Попытки отгородить свою интимную жизнь во многом связаны с сексуальными практиками. Их внешним проявлениям под влиянием западной литературы, в первую очередь романов Эриха Марии Ремарка, начитанная публика стала уделять особое внимание. Культурная прослойка молодежи училась по-другому ходить и разговаривать, создавать паузы в речи и значительно молчать.

К началу 1970-х годов в СССР уже получили свою ветвь развития понятие "интим" и производные от слова «секс». Например, «секс-бомба» и «секс-фильм» в качестве обозначения западных фильмов эротического формата. Также существовали «сексолог», «сексологический», «сексология», «сексопатолог» и «сексопатология», что говорило о советском уровне развития науки и медицины в данной области. В конечном итоге, вышеупомянутые факторы свидетельствуют о наличии в СССР признаков «великой сексуальной революции», развернувшейся в мире на рубеже 1950-60-х годов.