Как раньше боролись с рукоблудием

До начала Нового времени самоудовлетворение рассматривалось как один из грехов против природы, однако провинность была все же простительной и широко распространенной. «Рамблер» объясняет, почему аутоэротизм порицался в обществе, и как с ним боролись.

Как раньше боролись с рукоблудием
© Depositphotos

Негативное отношение к самоудовлетворению подкреплялось двумя взглядами: религиозным, согласно которому за напрасное истечение семени («грех Онана») человеку полагается смерть от руки Небес; и медицинским, ссылающимся на гуморальную теорию о том, что все жидкости человеческого тела должны находиться в равновесии. При этом недостаток или избыток «соков», как считали раньше, разрушает здоровье, делая тело болезненным и вялым. Медицинская точка зрения склонялась к тому, что причиной эпилепсии, судорог, ломоты, апоплексии, слепоты, чахотки, оспы и сумасшествия являлась пустая растрата мужского или женского семени (воззрение на женские жидкости распространилось с развитием анатомии в эпоху Ренессанса).

В первую очередь, врачи советовали предупреждать болезнь, а не лечить ее. Так, опасным признавали все, что хоть как-то может разбудить чувственность, включая разгорячающую пищу (мясо, специи, сыр, шоколад, соленья). Требование, чтобы дети спали с руками поверх одеяла, дожило до советского времени, а в некоторых учреждениях до сих пор можно найти консервативных воспитателей, ратующих за то, чтобы дети спали на боку с руками под головой.

Взрослых лечили спартанским образом жизни, строгой диетой и мыслями о супружестве, которые в понимании людей того времени, могли помочь удержать больного в рамках воздержанности. Рекомендации врачей касались частой смены занятий, окуривания гениталий, зельтерской воды и прохладного душа для нижней части тела.

Вредоносный характер в одинаковой степени носили романы, возбуждающие фантазию и возбуждающие тело. Считалось, что воображение играло злую шутку с телом, приводя то в «неестественное» возбуждение, кроме того, оно не испытывало непосредственное удовольствие, лишь повторяя прошлый опыт. Аргументационную базу венчало третье обоснование – существовало поверье, что онанизм приводит к отстранению от общества, в то время как совокупление сближает человека с людьми, отдаляя от одиночества. В связи с этим, порочные фантазии, по мнению докторов того времени, способствовали асоциальности, а борьба медицины с самоудовлетворением носила характер сражения за воспроизводство здорового общества и его целостность.