Как парень-немец умудрился посадить свой самолет у Красной площади

Немецкий паренек Матиас Руст с детства увлекался самолетами и мечтал о самостоятельных полетах. Занятия на аэродроме не прошли даром и в 18 лет он получил лицензию пилота-любителя.

Он не стал терять времени и уже в 1987-м совершил свое первое путешествие, ставшее в истории уникальным случаем. Сперва Матиас арендовал самолет «Сессна-172 Скайхок» и установил в нем дополнительные топливные баки.

© Wikipedia.org

15 мая 1987 года он в одиночку прилетел из Германии в Исландию, где посетил место встречи Горбачева и Рейгана в 1986 году. Через несколько дней он вылетел в Норвегию, а оттуда 25 мая прилетел в Хельсинки.

Он уже преодолел больше 4184 километров, но колебался, перед тем, как двинуться к своей главной цели.

Утром 28 мая он подготовился к полету и отправил диспетчерской службе план маршрута в Стокгольм. Но через 20 минут после вылета из финского самолета он выключил все средства связи и сменил курс. Затем он пролетел вдоль берега Балтийского моря и добрался до точки на воздушной трассе "Хельсинки — Москва".

Диспетчеры, заметившие, что самолет исчез с радиолокационных экранов, запустили спасательно-поисковую операцию. Матиаса искали в Финляндии, а он направлялся в Москву.

Через некоторое время его самолет обнаружили советские радиотехнические подразделения ПВО. Зенитные ракетные дивизионы привели в боевую готовность, но команды на уничтожение Матиаса пока не поступало.

В районе города Гдов самолет уже видели все. Дежурные звенья поднимались в небо на истребителях, но не могли долго преследовать Матиаса, потому как он летел медленно на низкой высоте. Команды не поступало. Не понимая, что делать с обнаруженным иностранным самолетом, летчики просто возвращались на аэродром.

Позже выяснилось, что войска ПВО по очереди "вели " Матиаса до Москвы, но не трогали его, потому как действовало распоряжение не сбивать гражданские самолеты.

Причем согласно подписанной СССР Чикагской конвенции, легкомоторные спортивные самолеты, нарушившие воздушное пространство, можно было лишь принудить к посадке, но не уничтожить.

Интересно, что пролетая над Псковом самолет немца случайно признали "своим". Дело в том, что в городе шли ученые полеты, и неопытный дежурный специалист присвоил знак "свой" всем суднам, находящимся в воздухе. Руст летел дальше, но его уже принимали за участника спасательно-поисковой операции.

Поэтому московские ПВО посчитали, что это просто советский самолет, который "нарушил режим полетов" и захотел похулиганить. Вечером он долетел до Москвы и понял, что приземлиться прямо в Кремле, как он собирался ранее, невозможно.

Он выяснил цикл работы светофора на Большом Москворецком мосту, снизился над улицей Большая Ордынка и, едва не задевая крыши машин, сел на мост, накатом доехав до собора Василия Блаженного.

Дальше, на глазах у ошарашенной толпы Матиас просто вышел и стал раздавать автографы. Через час смелого немецкого парня задержали.

Руст на суде объяснял, что его полет был просто "призывом к миру", но был обвинен в хулиганстве и провел в тюрьме 432 дня, пока Председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко не подписал указ о его амнистии.

Руст вернулся в ФРГ, был лишен лицензии, но о его поступке узнали все. Москва же расценила это событие как провал национальной системы ПВО, за котором последовала череда увольнений: Горбачев освободил от должностей министра обороны Сергея Соколова и командующего ПВО Александра Колдунова. Еще 34 офицеров и генералов привлекли к ответственности.

© Wikipedia.org

У Руста была насыщенная яркая жизнь. Он играл в покер , увлекался буддизмом, йогой и финансовой аналитикой. Жил в нескольких странах и опубликовал свои мемуары в 2012-м. Сейчас ему 51 год.