Как на самом деле выглядели советские шпионы
История отечественной разведки была настолько распространена в кинолентах советских режиссеров, что благодаря этому у граждан страны сформировалось точное представление о шпионах, работающих на благо общества. “Рамблер” выяснил, как выглядели шпионы того времени и чем им приходилось жертвовать ради своей карьеры.
“Где шпионы, там и любовь”
Одной только фразой директор ЦРУ — Аллен Даллес смог описать жизнь советских шпионов. Жизненные истории многих разведчиков действительно были наполнены страстными романами. Отличным примером является Богдан Сташинский - отечественный шпион и убийца Бандеры, влюбившийся в немку и впоследствии перебежавший в Западный Берлин. С 1950 по 1952 год Сташинский, пользуясь семейными связями, внедрялся в отряды бандеровцев, а затем помогал не только ловить боевиков, но и получать их чистосердечное признание. На его счету было большое количество обманутых, которые были готовы достать парня хоть из-под земли. Позже Богдану стало опасно находиться даже в родном селе. Что более важно — его заметили «наверху» и через три года отправили на службу в Берлин. Сташинский появился в Берлине в 1957 году, в тот момент, когда его перебросили из Польши. К тому времени в его руках оказался паспорт на имя Йозефа Леманна. Настоящий Леманн уже был похоронен где-то на польском кладбище. В Берлине «Йозеф» официально работал автомехаником, а потом переводчиком в расположении советских войск. Благодаря работе механика, он встретил любовь всей своей жизни. Сташинский стал первым шпионом, который решился привезти на свою родину "заграничную любовь". Кураторы о романе, разумеется, знали. Такие вещи не поощрялись, но и не запрещались, пока не выходили за рамки необязательной интрижки. Жениться шпионам тоже не возбранялось, более того, в некоторых операциях семейным даже отдавали предпочтение: пары вызывали меньше подозрений, а жена могла стать надежным помощником. Вот только Инге - чистокровной немке совсем не хотелось играть роль жены советского Бонда.
Брачные узы
Работа в паре часто поощрялась советской властью. Одним из самых успешных шпионских союзов был брак Елизаветы и Михаила Мукасей. Супружеская пара, работавшая под позывными «Эльза» и «Зефир», ездила по зарубежным странам, добывая необходимую для Москвы разведывательную информацию на протяжении 50 лет. В конце 1930-х их направили в Лос-Анджелес, где Михаила ждала должность вице-консула. Мукасеи довольно быстро влились в светскую жизнь города, и в скором времени к ним на приемы стали захаживать Теодор Драйзер, Уолт Дисней, Чарли Чаплин и многие другие известные персонажи Голливуда. Такая сказочная история разведки дала возможность советским гражданам окунуться в мир роскоши и узнать как живут в “городе ангелов”.
Бомба замедленного действия
Жизнь отечественных разведчиков была настолько непредсказуема и насыщенна, что нередко режиссеры со всего мира пытались перенести на экран их истории. В 2015 году Стивен Спилберг посвятил фильм советскому шпиону Рудольфу Абелю. Именно благодаря ему в руках советской власти оказалась первая атомная бомба. В послевоенный период Абель трудился в Нью-Йорке под именем художника Эмиля Роберта Гольдфуса. Работа шпиона шла как по маслу до того момента, пока ему в помощники не направили радиста. Йоханнес Хяюхянен не отличался примерным поведением и однажды, отправившись в офис ФБР, выдал полковника Абеля. Рудольфа взяли под стражу, и только спустя несколько лет его обменяли на американского пилота Фрэнсиса Пауэрса, чей самолет был сбит в районе Свердловска.