Каким вещам староверы научили русских уголовников

Существует несколько общественных норм, удивительным образом совпадающих у двух таких разных групп российского общества, как старообрядцы и арестанты.

Каким вещам староверы научили русских уголовников
© Кириллица

Общак

В традициях этих субкультур существует такое понятие как общинная касса или общак, выполняющая роль фонда взаимопомощи.

Всегда отличавшиеся материальным достатком приверженцы дониконовской веры добровольно вносили в общинную кассу средства, вырученные за свой труд. В уставе Выговской поморской пустыни имелся пункт о нестяжании, согласно которому каждый желающий стать частью общины должен был отказаться в ее пользу от своих имущественных прав. Подобное условие было привычным явлением в старообрядческих поселениях России, в которых общак был своеобразным финансовым фундаментом, связывавшим между собой всех членов группы и дававшим им гарантию в финансовом благополучии.

Из этого страхового фонда выделялись финансы на поддержку малоимущих семей, а также на помощь людям, попавшим в неблагоприятную жизненную ситуацию, будь то пожар, непреднамеренный убыток или смерть родственника.

Деньги из общака староверов шли на выдачу беззалогового и беспроцентного кредита единоверцам, на субсидирование новых проектов, приобретение для общины необходимой недвижимости и средств производства, для дальнейшего наращивания капитала. Кстати, из этого же общего фонда выделялись деньги для подкупа чиновников, помогавшим старообрядцам беспрепятственно вести бизнес.

В тюремной субкультуре общак преимущественно состоит из денег, вещей, чая, сигарет и продуктов питания, передаваемых на зону родственниками арестантов. Эта нелегальная «касса» пополняется за счет добровольных взносов (зачастую принудительных) заключенных, каждый из которых в трудный момент может рассчитывать на хранящиеся в нем активы.

Средства из общака прежде всего идут на помощь тюремщикам, содержащимся в штрафном изоляторе, помещении камерного типа или в больничке, а также на помощь новичкам, нуждающимся зэкам и даже членам их семей, попавшим на воле в затруднительное положение.

Поскольку сбор общака преследуется тюремной администрацией, часть финансов из «казны» расходуется на подкуп должностных лиц, которые после такого внимания закрывают глаза на сложившиеся правила казематного общежития.

Кстати, разные когорты заключенных имеют собственные общаки, и блага из «общего котла» «блатных» и «мужиков» в крайне редком случае могут пойти на выручку арестантов из категории «козлов» и «опущенных», которые должны довольствоваться богатствами своего фонда.

Запрет материться

В старообрядческих общинах существует запрет на сквернословие, который встречается и в тюремных понятиях. Употребление нецензурных слов и выражений, по мнению приверженцев старой веры, подпитывает силы дьявола, мечтающего разрушить мир, сотворенный Богом. Несущий в себе отрицательную энергетику мат является средством саморазрушения человека, который, произнося ругательства, призывает себе в помощники бесов, наделяющих его жестокостью и злостью.

Происходящая от названий нечистот, испражнений и блудных деяний матерная брань была источником несчастий, которые притягивал к себе и своим потомкам ругавшийся богохульник. Оберегающие ценности тюремной субкультуры представители криминального мира строго следят за тем, чтобы в их кружении не звучали матерные словечки.

Разговаривающие друг с другом на «фене» заключенные имеют в своем арго массу заменителей мата, употребляя которые они сохраняют свою самобытность. Не желая ослаблять власть «блатного языка», арестанты следят за его чистотой, поскольку он выделяет их в исключительную группу.

Оброненное по неосторожности или незнанию матерное ругательство влечет за собой серьезную ответственность, которая по последствиям не соизмерима с административным штрафом, выписываемым за сквернословие на свободе.

Табу на «спасибо»

Запрет на выражение благодарности общепринятым на воле и оскорбительным на зоне словом «спасибо», по мнению филолога Фимы Жиганца, берет свое начало в конце XVII века, когда появилось движение старообрядцев, не желавших менять свои религиозные представления в угоду патриарха-реформатора Никона.

В результате люди, ратовавшие за сохранение старых церковных порядков, оказались под давлением государственной машины, которая в качестве одной из меры их переубеждения избрала отправку на каторгу. Так в российских острогах в большом количестве оказались люди, не употреблявшие в речи абстрактное слово признательности «спасибо», предпочитая ему фразы «Спаси Христос» или «благодарю тебя».

Согласно исследованиям журналистки Екатерины Беляевой, негативное отношение раскольников к «спасибо» было вызвано этимологией этого термина, который, по одной версии, образован от усечения выражения «спаси Бог», а по второй, от сокращения словосочетания «спаси Аба», где Аба — имя языческого идола.

Кроме того в уголовно-арестантской среде помнили о закрепившихся в русском фольклоре ироничных формулах благодарности в ответ на спасибо. Так недовольные слишком скромным размером признательности часто повторяли: «Из спасиба шубы не сошьешь», «Спасибо на хлеб не намажешь», «Спасибо – много, а червонец в самый раз».

Правосудие

По мнению руководитель «Центра содействия реформе уголовного правосудия» Валерия Абрамкина, правила и нормы протекания тюремных разборок идентичны общинному правосудию старообрядцев. В обоих случаях для принятия решения по какому-либо вопросу необходимое единогласие, которое было свойственно архаичным людям на заре становления цивилизации.

Если же хотя бы один член коллектива выражает отличное от большинства мнение, тогда право вынесения окончательного «приговора» переходит к авторитетному лицу, пользующемуся уважением и доверием всех участников схода.