Что для православного значит «непостыдная» смерть

Большинству прихожан православной Церкви наверняка знакомы слова прошения у Бога смерти «непостыдной». Они часто звучат во время многих богослужений. Что же такое «непостыдная» кончина с точки зрения религии?

Что для православного значит «непостыдная» смерть
© Кириллица

Молитвы о смерти

Мольбы о подобной «непостыдной» смерти являются частью так называемой ектении, то есть системы молитвенных прошений. Ектения же в свою очередь произносится во время большинства церковных богослужений, а в частности во время Литургии. «Христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Суде Христовом просим» – говорится в молитвенной просьбе.

Аналогичные по смыслу обращения содержатся и в других религиозных текстах. Например, в молитве, адресованной Иоанну Воину, также есть слова о «непостыдной и мирной» смерти, а также о «Тайн Божиих причастныя». Иоанн Кронштадский писал о том, что конец жизни необходимо встречать без боязни, как зов родителя, «мирно и непостыдно» («Моя жизнь во Христе», слово 51).

«Непостыдная» кончина

Иеромонах Иов (Гумеров) утверждает, что смерть всякого верующего христианина, который жил так, как было угодно Богу, никогда не окажется «постыдной». Иов приводит в качестве примера строки из Псалтыря: «Честна пред Господем смерть преподобных Его» (Пс. 115:6).

Книга «Закон Божий. Азбука православия» гласит, что «постыдная» смерть – это смерть преступников, казненных по приговору суда, а также смерть «беззаконника» во время творимых им «беззаконий».

Протоиерей Максим Козлов пишет, что «непостыдной» смертью в православии считается та кончина, которая не является внезапной. В этом случае, по мнению священника, у верующего есть время для переосмысления прожитых лет, раскаяния и покаяния, а также для исповеди и причастия.

Болезни

Архимандрит Амвросий (Юрасов) говорит, что зачастую только болезни, а в частности онкологические недуги, дают человеку возможность тщательно проанализировать свою жизнь. Поэтому, по словам архимандрита, Бога следует за такие страдания только благодарить.

Понятие «непостыдной, христианской» кончины вовсе не заключает в себе мученическую смерть. Так считает протоиерей Александр Ильяшенко. Во-первых, в самой молитве присутствует такое прилагательное, как «безболезненный», а во-вторых, как утверждает Ильяшенко, Бог никому не дает больше того, что человек может вынести.

Тем не менее даже быстрая, внезапная смерть тоже может быть «непостыдной» и «христианской». По словам иеромонаха Иова (Гумерова), каждый может подготовить себя к уходу в мир иной. «Господь всякому дает такую возможность, — говорит священнослужитель. – Для этого необходимы вера, добрые дела, исполнение евангельских заповедей».