Когда и где монахини стали куртизанками

В XVI веке Венеция стала столицей свободно конвертируемой любви. Почему в то время монахини считались куртизанками — в статье «Рамблера».

Когда и где монахини стали куртизанками
© Кадр из фильма "Территория девственниц"

Честные куртизанки в Венеции стали чуть ли не отдельным сословием. В отличие от обычных жриц любви они получили прекрасное образование, обладали манерами высокородных дам да и происходили часто из аристократических семей. Но такие женщины были и раньше, и позже. Однако именно в пик Ренессанса культ свободной любви охватил все венецианское общество, включая монастыри.

Дож Венеции Джироламо Приули негодовал, что монахини фактически официально ведут развратную жизнь в стенах обителей, не встречая никакого сопротивления церковных властей.

Авантюрист Казанова вспоминал, что любовь аббатисы можно было купить за сто цехинов.

В середине XVI века в городе было примерно две с половиной тысячи монахинь и более 30 монастырей. Часто это были юные девушки, готовые к браку, из состоятельных семей. Но родители предпочитали сэкономить на приданом, и если в семье было несколько дочерей, то под венец отправляли одну или двух, а остальных заключали в монастыри без надежды когда-нибудь оттуда выйти.

Эта мера положительно сказывалась на репутации семейства, сокращала свадебные расходы и отвечала культу невинности, который по логике парадокса соседствовал с культом куртизанок примерно в то же время.

Но не все девушки смирялись с судьбой. Надежно прикрытые статусом затворниц, они начинали принимать мужчин прямо в обители, часто с одобрения своих аббатис.

Девушки, ставшие монахинями не по своей воле, свое поведение расценивали как единственно возможное в таких условиях, а монастырь воспринимали не как место смирения, а как пансион с пожизненным содержанием. Кроме того, обитель зарабатывала неплохие деньги.

Когда в 1514 году монастырь Сан-Дзаккария решили закрыть, монахини оказали настоящее сопротивление и забросали чиновников камнями.

При этом монахини даже дрались друг с другом на дуэлях из-за мужчин и участвовали в карнавалах. При монастырях часто воспитывались и внебрачные дети монахинь-куртизанок, которых оформляли как сирот.

Таким образом, женские монастыри в Венеции по воспоминаниям священников часто становились замаскированными публичными домами, где охотно принимали на постой путешественников.