На экспорт: как жили интердевочки в СССР

О существовании интердевочек советские люди точно узнали после одноименного фильма, в разгар перестройки. При этом официально такого явления в СССР не существовало, его не признавали. Поэтому привлечь к ответственности жриц любви было сложно. «Рамблер» расскажет о буднях элитных девушек по вызову в стране развитого социализма.

Как жили валютные проститутки в СССР
© Кадр из фильма "Интердевочка"

В двадцатые годы аморальный способ заработка объясняли тяжелым наследием царского режима, неграмотностью и неразвитостью простых женщин того времени. В тридцатые на смену пропаганде пришли тюремные сроки.

В сороковые и пятидесятые в древнейшую профессию пришло новое поколение девушек, осиротевших во время войны. Многие из них воспринимали свидания за деньги как дополнительный заработок и параллельно трудились на заводах и фабриках.

В середине пятидесятых такса за одну встречу была от 15 до 30 рублей.

Свидания проходили в парках, на съемных углах у какой-нибудь пенсионерки, иногда в машине по договору с таксистом. Естественно, все посредники получали часть заработка девушек.

Впрочем, некоторые жрицы любви приглашали и к себе домой. В каждом городе были свои места постоянной работы таких девушек. Например, в Ленинграде — рестораны «Москва», «Метрополь», «Северный», «Балтика», а также Гостиный двор, Екатерининский сад.

Кроме того, постоянной территорией поиска клиентов оставались вокзалы и трассы, но эти работницы продажной любви относились к самому низкому рангу «ночных бабочек».

В шестидесятых появились и оформились так называемые «валютчицы», элитные девушки по вызову, которые работали с иностранцами. Они модно и дорого одевались, курили импортные сигареты, ездили на такси и приторговывали разнообразной мелочью — ручки, жевательные резинки, пакеты — которую получали от иностранных клиентов. Многие начинали встречаться с иностранцами не только ради денег, но и ради импортных вещей.

Элитные «ночные бабочки» искали клиентов в гостиницах и сотрудничали с КГБ. Комитет обратил внимание на «валютчиц» в начале семидесятых и активно использовал их для постельного шпионажа и сбора компромата.

Такие девушки часто неплохо говорили на нескольких языках и особенно усердно работали во время международных мероприятий, например, Олимпиады в 1980 году или чемпионатов мира.

В Москве пристанищем элитных девушек по вызову были гостиницы «Интурист», «Россия», «Метрополь», в Киеве — «Русь».

В восьмидесятых расценки таких «ночных бабочек» варьировались от пятидесяти до двухсот долларов. Долю от дохода получали все участники цепи, которая связывала клиентов и девушек — администраторы гостиниц и ресторанов, швейцары, гардеробщики, официанты, таксисты, даже гиды иностранных групп.

В Ленинграде и других крупных портовых городах наиболее частыми клиентами «валютчиц» становились иностранные моряки. Финны, японцы, американцы, итальянцы составляли основной контингент элитных «ночных бабочек».

По понятным причинам, финнов было много в Ленинграде, обычно за услуги они платили около 100 марок. Интердевочки зарабатывали в среднем по 300 рублей в месяц, чаще всего работали в паре с подружкой по промыслу.

Однако далеко не каждой удалось встретить своего заграничного принца и устроить жизнь в другой стране.