Войти в почту

Как героиня мрачного мифа стала Снегурочкой

Постоянная спутница Деда Мороза, вечная внучка, Снегурочка еще более загадочный персонаж русского фольклора, чем сам Дед Мороз. Откуда взялась эта снежная девушка — в статье «Рамблера».

Кем на самом деле является Снегурочка
© Кадр из фильма "Снегурочка"

Снегурочка или Снежевиночка появляется в народных сказках как девочка, которую вылепили из снега бездетные старик и старуха. Ласковая и умная девочка весной становится грустной, а летом после уговоров приемной матери отправляется в лес с подружками. Там Снегурочка прыгает через костер и тает, превращаясь в облако.

Впрочем, есть и более темная версия сказки, где те самые подруги убивают Снегурочку из-за зависти к ее красоте, после чего следует чудесное воскрешение.

Понятно, что в сказке — упрощенной форме мифа — Снегурочка выступает как типичное умирающее и воскресающее божество, символ перехода от зимы к лету, так как для наших предков весна и осень были всего лишь межсезоньем, а не отдельным временем года.

Такую трактовку использовал и Александр Островский в своей пьесе «Снегурочка», где героиня — дочь Мороза и Весны, и ее смерть воспринимается как необходимая жертва для наступления лета.

© Виктор Васнецов. "Снегурочка"

Еще одна героиня, которая причудливо объединяет и Снегурочку, и Масленицу — это Кострома. Сезонный ритуальный персонаж представлялся в образе юной девушки в белом одеянии с дубовой веткой в руках. Она участвовала в обряде проводов весны, который сопровождали песни и хороводы, а иногда и подношения.

Кульминацией становились похороны Костромы, когда изготавливали куклу из соломы, наряжали ее в сарафан, а потом сжигали, топили или разрывали на части и закапывали в поле, чтобы обеспечить урожайность пашни.

Кострома, таким образом, была и символом смены зимы и лета, и примитивной богиней плодородия.

Долгое время Снегурочка существовала сама по себе и лишь на рубеже XIX и XX веков стала иногда сопровождать Деда Мороза. Внучкой ее назначили уже позже, чтобы как-то подчеркнуть статус всеобщего дедушки Мороза. Кстати, сначала Снегурочку изображали как маленькую девочку, посредницу в отношениях Мороза и детей. И только после Великой Отечественной войны Снегурочка повзрослела, ее стали играть студентки или выпускницы.

Впрочем, есть и совсем мрачные домыслы об истинном происхождении Снегурочки, хотя серьезными фольклористами эта теория пока не подтверждается.

Языческие ритуалы не обходились без жертвоприношений, в особых случаях — человеческих. Для наших предков зима была суровым испытанием, временем холода и тьмы. Чтобы заручиться милостью зимних богов, вроде того же Мороза, иногда в лес отправляли и живых девочек и девушек — как бы в дар повелителю зимы. Обратно девушки уже не возвращались. А уже после Снегурочка стала коллективным образом этих жертв.