Какие здания Московского Кремля построили русские
Начавший во второй половине XV века коренную реконструкцию Кремля великий князь Иван III желал, чтобы он превратился в архитектурный ансамбль, достойный украшать Москву, которую в тот период называли «Третьим Римом». Для достижения этой цели он пригласил итальянских архитекторов, построивших большинство светских и религиозных зданий исторического ядра столицы. В последующие века к строительству на территории древней крепости приложили руку и немецкие мастера. Но все же есть в Московском Кремле строения, сооруженные русскими мастерами.
Благовещенский собор
Архитектурный талант русских зодчих проявился при строительстве Благовещенского собора, который считался домовым храмом московских князей и был местом крещения и венчания государей. Возводился этот собор на протяжении 5 лет с 1484 по 1489 годы под руководством псковских мастеров Кривцова и Мышкина. Для того, чтобы поднять белокаменные стены новой постройки, они разобрали стоявшую тут же одноименную старинную деревянную церковь, над внутренним убранством которой работали средневековые художники Прохор с Городца, Андрей Рублев и Феофан Грек.
Сохранив подклет от прежнего храма, архитекторы обрамили величественную постройку крытыми галереями, называемыми папертями. Восточная галерея соединяла Благовещенский собор с Большим Кремлевским дворцом, южная вела в Казенную палату, а северо-западная выходила на Соборную площадь и служила парадным входом в храм. Украсив фасад традиционными элементами русского декора и использовав при строительстве центральной части ступенчатую систему сводов, зодчие увенчали Благовещенский собор тремя куполами.
Свой нынешний вид с девятью сверкающими на солнце главами-луковицами собор приобрел после реконструкции 1547 года. Тогда же по приказу Ивана Грозного его купола и кровля были покрыты золоченой медью, из-за чего храм стал именоваться «златоверхим». В наши дни на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы патриарх Московский и Всея Руси совершает в соборе особое богослужение, после чего со ступеней храма выпускает в небо белых голубей.
Теремной дворец
Архитекторы Антип Константинов, Бажен Огурцов, Ларион Ушаков и Трефил Шарутин особым очарованием наделили Теремной дворец, построенный их руками в 1635-1636 годах. Выросшая на месте древних деревянных покоев великих князей новая каменная резиденция правителей представляла собой прекрасный образец, в котором нашли отражение черты русского народного зодчества.
Выглядывающий из-за окруживших его построек красно-белой «шахматной» шатровой кровлей, Теремной дворец был надстроен на разобранной до первого этажа постройке итальянца Алевиза Фрязина. Именно поэтому при взгляде на него отчетливо видна разница между стилевым решением сдержанного нижнего уровня и обильно декорированных, постепенно суживающихся верхних ярусов.
Закрытый для посещения посторонних лиц Теремной дворец с изящными резными наличниками окон и богатым убранством фасада, отчетливо виден только с пределов колокольни «Иван Великий», поскольку со всех сторон заблокирован соседними строениями. В прошлом обрамленный художественным портиком парадный вход в царские покои назывался Золотым крыльцом, тем самым, которое так часто фигурирует в русских народных сказках.
Кстати, еще один элемент Теремного дворца стал притчей во языцех. Согласно легенде из Государева окна, которое украшено гербом и двумя изваяниями львов, в старину свешивался вниз ящик для жалоб и предложений, направляемых простолюдинами царю. Но ответы на эти челобитные приходили так медленно, что в народе этот ящик назвали «долгим». Частью Теремного дворца является построенная тем же архитекторами царская церковь Спаса Нерукотворного, чьи украшенные цветной росписью барабаны и 11 венчающих их куполов, создал позже мастер Осип Старцев. В наши дни Теремной дворец является Резиденцией Президента РФ.
Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов
Другими созданиями русских архитекторов Бажена Огурцова и Антипа Константинова являются Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов, построенные по желанию патриарха Никона между 1635—1656 годами. При возведении значительной по площади Крестовой палаты зодчие применили новшество, отказавшись от центральной опоры и перекрыв помещение сомкнутым сводом на распалубках.
Сенатский дворец
Сенатский дворец является творческим детищем русского архитектора Матвея Казакова, чей проект в 1776 году приглянулся императрице Екатерине II, желавшей возвести в пределах Московского Кремля здание для заседания Правительственного Сената. Это грандиозное строение в стиле классицизма, чей купол виден со всех пределов Красной площади, строился с 1776 по 1787 год и принес своему автору множество почестей, новый чин и бриллиантовый перстень от правительницы. К слову, Казаков проявил действительный талант, сумев подстроить архитектуру столь величественного строения под заданный ему неправильный ландшафт, ограниченный другими историческими постройками. Загнанный в рамки Матвей Федорович решил придать своему произведению форму равнобедренного треугольника с усеченными углами, облагороженными ризалитами в форме триумфальных арок.
Центральным элементом комплекса Сенатского дворца стала накрытая огромным куполом ротонда, в которой располагается Екатерининский зал. Существует легенда, будто Екатерина II, увидев сложенный из слоя всего в один кирпич свод диаметром 27,4 м, приказала Казакову подняться на него (29 м от земли) и в качестве доказательства его прочности сплясать любой танец.
Из-за пышного декоративного убранства именовавшийся в старой Москве русским Пантеоном Екатерининский зал является местом проведения основных мероприятий с участием Президента РФ, а сам Сенатский дворец служит его официальной рабочей резиденцией. В разное время в нем располагались кабинеты Владимира Ленина и Иосифа Сталина.
Государственный Кремлевский дворец (Кремлевский дворец съездов)
Еще одним архитектурным произведением, к строительству которых не были причастны ни итальянцы, ни немцы, является Государственный Кремлевский дворец, появившийся на территории исторической Москвы в 1961 году. Инициатором строительства выступил Никита Хрущев, а воплощать его идею должна была группа из 8 советских зодчих под руководством Михаила Посохина, которые всего за 16 месяцев возвели общественное здание на 6000 мест. Чтобы выполнить данное задание и не нарушить действующего на территории Кремля ограничения по высоте, архитекторы увеличили внутреннее пространство дворца за счет его углубления на 15 м. Облицованный анодированным алюминием и уральским мрамором, данный объект советской культуры первоначально назывался Кремлевским дворцом съездов, где проводились партийные собрания. В наши дни он превратился в главную концертную площадку страны, а также место проведения традиционных новогодних елок.