Центнер золота в заброшенном лесу: загадка индейского клада
Черепа были высечены из чистого горного хрусталя, золотая маска обтянута человеческой кожей. Золота было больше всего – клад потянул на 100 килограммов. 9 января 1932 года мексиканский археолог Альфонсо Касо раскопал гробницу в древнем городе Монте-Альбан.
Сокровища пролежали в гробнице не меньше 800 лет. Их вывозили целую неделю. Самым драгоценным из 500 предметов было золотое ожерелье: 854 звена располагались в 20 рядов. Удивительно, но гробницу ни разу не пытались разворовать, ее не нашел даже главный "чистильщик" по золоту индейцев – конкистадор Фернандо Кортес.
Все свое бери с собой
Руины Монте-Альбана долго не привлекали внимания – они скрывались на заросшей лесом горе. Путешественники ходили по склонам, натыкались на камни с иероглифами и странные холмики. Так оставалось до тех пор, пока в 1931 году археолог Касо не поднялся на гору, чтобы "покопать": он и обнаружил развалины крупного поселения.
Это была столица одного из древнейших государств в истории Мексики. Ее основали сапотеки – индейский народ, о котором известно меньше, чем об ацтеках или майя. Примерно за 500 лет до н.э. сапотеки укрепились на горе Монте-Альбан, огородили ее каменной стеной – 3 км в длину и 9 м в высоту – и в этом удобном положении просуществовали не один век. Даже создали собственную сапотекскую цивилизацию. У них было главное божество, в жертву которому приносили детей: Косихо-Питао ("Великий бог дождя"). Они верили в то, что их предки вышли из пещер и поэтому после жизни следует уйти не в землю, а в пещеру. Их гробницы и были пещерами: четыре каменных стены, накрытые каменной крышкой. Изнутри стены расписывали фресками, в "дорогу" покойному наваливали драгоценностей под потолок.
Ближе к телу
Сегодня Монте-Альбан действует как археологический заповедник. На его территории открыто более полутора сотен гробниц. Самая известная – гробница № 7, в которой почти 90 лет тому назад Альфонсо Касо нашел богатый клад.
"Для мексиканской археологии золотые сокровища Монте-Альбана это не клад, это погребальный инвентарь, – уточняет доцент Мезоамериканского центра РГГУ Дмитрий Беляев. – Находка Касо важна потому, что наибольшая часть памятников ювелирного искусства была уничтожена испанцами во время завоевания Америки: конкистадоры почти все переплавили в золотые слитки. Но благодаря уникальным предметам, которые сохранились в силу каких-то уникальных обстоятельств, все всегда знали, что в древней Мексике был очень высокий уровень культуры и технологии. И вот - такая крупная находка, которая доказала технологическую развитость и культурное разнообразие сапотеков".
По ценности и даже роскоши находка Касо сравнима с открытием "золота Трои" или гробницы фараона Тутанхамона, считает Дмитрий Беляев. В том числе и потому, что задает загадки, которые следует разгадать. Например, для чего, загружая под завязку захоронение "ювелиркой", сапотеки ставили и пустую керамическую урну? То ли для того, чтобы в нее мог войти дух предка умершего человека и рассказать ему, как там и что у них в загробном мире. То ли для того, чтобы в этом сосуде находилась душа самого умершего – поближе к телу. Ответа пока нет.