Кого на фронте называли ППЖ
Подвиг женщины на фронте сложно переоценить. Летчицы и зенитчицы, медсестры, санитарки и военврачи, радистки и связистки, снайперы — женщины воевали наравне с мужчинами. Но война не ограничивалась только битвами, был еще и быт, и человеческие отношения. «Рамблер» расскажет о непростой судьбе ППЖ.
Эта аббревиатура была хорошо известна тем, кто прошел войну, и означала она — походно-полевые жены. Женщины и мужчины не только воевали, но и жили бок о бок. Разумеется, случались и мимолетные романы, и любовь на всю жизнь — короткую или длинную.
Походно-полевые жены были боевыми подругами старшего и младшего командного состава, солдатам такая роскошь была недоступна. Миловидные штабные машинистки, телефонистки, медсестры часто пользовались особым вниманием командиров всех рангов. Иногда вспыхивало настоящее чувство, иногда женщиной руководил расчет. Офицерские жены были далеко, а утешительницы, как назвал их однажды поэт Симонов, близко и делили все тяготы фронтовой жизни. Еще в 1941 году Жуков в докладной записке сообщал, что:
«В штабах и на командных пунктах командиров дивизий, полков имеется много женщин под видом обслуживающих, прикомандированных и т.п. Ряд командиров, потеряв лицо коммунистов, просто сожительствуют…».
При этом у самого Жукова тоже была такая ППЖ — фельдшер Лидия Захарова, его личная медсестра. Впрочем, другие маршалы победы также не были исключением. У Малиновского был роман с Раисой Гальпериной, у Рокоссовского — с Галиной Талановой, у Катукова — с Екатериной Лебедевой.
Гражданским женам генералы и маршалы обычно вручали ордена Красной Звезды. На фронте этот орден с горькой иронией называли орденом ППЖ.
Обычные солдаты презирали ППЖ за доступность и расчетливость, ведь связь с командиром позволяла девушке даже в условиях фронта получить немало льгот. Некоторые бойцы, месяцами и годами оторванные от жен и невест, завидовали своим командирам. Законные жены, часто знавшие или подозревавшие о существовании боевой подруги мужа, считали их просто девушками легкого поведения.
После войны судьба походно-полевых жен складывалась по-разному. Одни встречали победу в статусе неофициальных вдов, другие оставались одни, когда генералы и маршалы возвращались к своим семьям. Впрочем, иногда офицеры оставляли прежнюю семью и женились на своих боевых подругах, например, тот же маршал Катуков или генерал Батов.
Иногда офицеры возвращались к своим законным женам под давлением партийных органов и угрозой дисциплинарных взысканий. Для походно-полевых жен такие разбирательства в любом случае означали перевод в другую часть, подальше от любовника, а иногда и увольнение в тыл.
Чаще всего и после расставания высокопоставленные военные заботились о своих бывших ППЖ, помогая им с жилплощадью, работой и деньгами, особенно, если от этой связи появлялись дети.
Кстати, походно-полевая жена была и у Леонида Брежнева. Будущий генсек даже хотел развестись, но жена Виктория дипломатично отговорила супруга от опрометчивого шага и, возможно, спасла его партийную карьеру.