Общины русских староверов разбросаны по всему зарубежью – от Эстонии до Уругвая и Австралии. Часть из них образовалась еще несколько веков назад во время гонений со стороны властей Российской империи, другая же была основана уже в XX веке, когда эмигрантам-старообрядцам вновь потребовался приют. К последним относятся и староверческие поселения в Бразилии.
После революции многие старообрядческие семьи уехали в Китай. В Харбине, Шанхае и некоторых других китайских городах существовали целые центры русской эмиграции – выпускались газеты, строились школы, велась активная общественная жизнь.
Но после того как Китай взял курс на сотрудничество с СССР, а к власти пришла Коммунистическая партия, стало ясно, что прежняя жизнь кончена. Старообрядцы вспоминали, что от коммунистов многие пытались спрятаться в глубине страны, но и там быстро разворачивалась коллективизация, вводились карточная система и обязательная сдача всего урожая государству.
Староверы обратились во Всемирный совет Церквей: в начале 1950-х в располагавшееся в Гонконге представительство начали поступать первые ходатайства о содействии в переселении в Латинскую Америку. Обращались и в ООН. Немалую помощь оказало Управление верховного комиссара по делам беженцев.
Для чиновников старообрядческие общины стали проблемой — они ни в какую не хотели разделяться.
Общину можно было перевезти только целиком и поселить только в одном месте. В то же время было понятно, что благодаря положительному образу староверов как трудолюбивых, мирных, ответственных людей найти им новый дом будет не так сложно.
К 1958 году первые 450 человек получили визы и переехали в Гонконг, еще 150, имея визы, оставались в Китае. Тогда же стало понятно, что в переселении нуждаются еще, как минимум, 1700 человек – часть из харбинской общины, часть из «синьцзянской» группы. В последнюю входили не только старообрядцы, но и пятидесятники, баптисты и другие.
Люди уезжали целыми деревнями, распродавая или просто бросая нажитое имущество.
«Харбинцы» переехали раньше «синьцзянцев», узнавших о возможности переселения достаточно поздно. Всего за 13 лет (именно столько длилась операция по переселению) в Аргентину, Австралию, Новую Зеландию и Бразилию вывезли около 1500 старообрядцев.
Эта страна первой подтвердила визы, и именно туда приехала большая часть переселенцев. В мае 1958 года из Гонконга в США прилетели 82 старовера. В Лос-Анджелесе их посадили на пароход, куда также загрузили одежду, сельскохозяйственные инструменты, швейные машины. 27 мая судно прибыло в Бразилию. В течение месяца приплыли и прилетели в разные штаты Бразилии около 400 «харбинцев».
Многие из них оказались в стране раньше, чем было запланировано. Общину первоначально поселили на фазенде Сан-Сильвестри посреди гор и леса. Старообрядцы начали заготавливать лес. Быстро стало ясно, что привычным земледелием здесь заниматься не получится, – земля была плохая. Начались волнения.
Ситуацию спас Андрей Муравьев-Апостол, курировавший беженцев со стороны Всемирного совета Церквей.
С его помощью в штате Парана, муниципалитете Понта-Гросса, было приобретено 6000 акров земли — с лесом и рекой. Пейзаж напоминал среднерусский, только растительность была тропической.
На фазенде Санта-Крус поселились 500 человек, разделившихся на три поселения. Были выбраны лидеры поселений, которые со временем стали официальными управляющими.
Каждой семье Всемирный совет Церквей выделил «на обустройство» несколько кур, корову и свинью. На колонию полагались 12 телег и 24 лошади. Дома строились усилиями самих переселенцев. Пока шла стройка, люди жили в палатках, временных хижинах, старых зданиях. Сначала в каждом поселении строили дом настоятеля, он же – молельный дом. Возводили строения по русскому образцу – из бревен, с банями и русскими печами.
В 1959 г. под фасоль, овощи, гречиху были распаханы поля. У соседей – немецких колонистов – староверы научились сажать рис.
Была основана и пасека. У инспектировавших поселения властей осталось положительное впечатление: трудолюбивые люди были признаны «готовыми к интеграции».
Сами староверы вспоминали, что реальная ситуация не всегда совпадала с изложенной в отчетах. Люди не сразу поняли, как работать на новой земле, какие удобрения использовать и как ухаживать за непривычными культурами.
Нанимались на работу к немцам. Помогало то, что выходцы из Поволжья понимали русский язык, — коммуникация осуществлялась без проблем. Женщины занимались рукоделием – шили и продавали одежду, вышивали.
В 1962 г. в Понта-Гросса приехала часть «синцьзянцев». Но значительное их число осталось в США. Через три года колония стала прибыльной: гречиху, рис, картофель, подсолнечник продавали даже в Рио-де-Жанейро. Пасеки давали до 10 тыс. т меда в год, во всем регионе продавались молочные продукты, сделанные старообрядцами. Сейчас поселения староверов существуют в четырех бразильских штатах. В течение полувека покупались и новые земли, например, фазенда в штате Мату-Гроссу.
Староверы по-прежнему предпочитают носить привычную одежду – рубахи, сарафаны. Костюм обязательно носят с тканым или плетеным поясом, часто с надписями или узорами. Женщины сами вышивают и шьют одежду.
Старообрядцы в основном имеют старые русские имена – Ефросинья, Кузьма, Капитолина, Марфа, Фетиса, Евлампия. Староверы не особо желают общаться с миром, но охотно закупают технику — как сельскохозяйственную, так и бытовую. Во многих семьях есть автомобили – без них в соседние селения не добраться. По меркам Бразилии староверы – весьма обеспеченные люди.
Их дети учатся в государственных школах, умеют пользоваться компьютером, свободно говорят на португальском.
Изучают они и русский язык, учатся церковно-славянскому, читают богослужебные книги. Русский, однако, сохранился у староверов в достаточно устаревшем виде. В школах еду детям из старообрядческих семей готовят поварихи-староверки. Иногда община настаивает на том, чтобы остальные дети в классе носили скромную одежду. Высшее образование получают единицы – в основном потому, что для большинства оно дорогое.
Жениться и выходить замуж предпочитают за своих — староверов из других общин. По-прежнему действует правило «восьми колен» духовного родства. Местных брать в супруги не запрещается, но такие случаи бывают редко – их даже в работники берут нечасто, считая слишком ленивыми. Но если уж принято решение взять в общину бразильца или бразильянку, то они должны разделять ее ценности и жить по ее законам. И, разумеется, стать старообрядцами.
Браки заключаются рано – часто девушек выдают замуж в 14-16 лет.
Официально брак оформляют в положенные 18 – многие староверы имеют бразильское гражданство. Обычно к семидесяти годам у главы семьи — 8-10 детей, 50 внуков, 60 правнуков.
Вся община соблюдает посты, обязательно принимает участие во всех службах. Проводит богослужения выбранный настоятель. В повседневной жизни все дела совершаются с молитвой.
Сохраняется и традиция «особой посуды» для гостей. В общинах запрещено курить, смотреть телевизор, есть еду из ресторанов. Алкоголь разрешается только домашний, сделанный в общине. Хозяйки с охотой обмениваются рецептами с соседями. Так, в бразильских семьях штата Парана начали есть творог, вареники, сметану, а староверы едят рис, сырные булочки, фасоль. В основном все продукты выращивают в общине. Покупают кофе и чай.
Старообрядцам не нравится смешиваться с населением, терять обособленность общин, поэтому они нередко добровольно переселяются в глухие места, в которых цивилизация еще не так развита. Не так давно несколько семей бразильских староверов вернулись на историческую родину, в Россию. Они говорят, что об этом мечтали еще их деды.