Как поезда превратили в смертоносное оружие, уничтожающее все на своем пути

Сделанные в гражданских целях изобретения человеческий гений при первой возможности начинает адаптировать для уничтожения врагов. В результате едва только появившиеся на свет подводные лодки принимаются топить пассажирские лайнеры, а дирижабли и аэропланы — швырять бомбы на головы гуляющих граждан. Паровозы тут — не исключение: они довольно быстро обросли броней, ощетинились пушками и пулеметами и начали вести собственную войну с бывшими пассажирами. Полтора века истории сухопутных крейсеров — от блиндированных составов Гражданской войны в США до бронепоездов, участвовавших в военных конфликтах бывшей Югославии и Чечни, — в материале «Ленты.ру».

Как поезда превратили в смертоносное оружие
© Lenta.ru

"Мохнатка Мэри"

Прежде чем поступить на воинскую службу, паровозам потребовалось набраться сил, а железнодорожным путям — опутать значительную часть суши. И кода это наконец произошло, идея использования защищенного подвижного состава для стрельбы из пушек по неприятелю стала очевидной.

Опробовать удачную мысль на практике решились американцы во время своей Гражданской войны. Летом 1862 года предприимчивые янки подогнали к лагерю конфедератов, мирно спавших в палатках, паровоз с платформой, на которую приспособили артиллерийские орудия. Несколько залпов картечи — и лагеря рабовладельцев не стало.

© Изображение из коллекции Петра Каменченко

Опыт был признан успешным, и пытливая инженерная мысль приступила к усовершенствованию боевых характеристик железнодорожных составов.

Преуспели французы. Им удалось придумать устройство, компенсирующее действие отдачи на колеса платформы, и значительно усилить защиту состава. В обиход прочно вошел термин «блиндированный» — от французского слова «блиндаж», то есть покрытый заслонами. Вагоны защищались штабелями шпал, мешками с песком и рельсами, уложенными вдоль стен на высоту человеческого роста. В 1882 году защищенные составы с пушками использовали англичане при оккупации Египта и зоны Суэцкого канала, а на рубеже XX века блокгаузы на колесах успешно укрывали британских солдат от метких пуль бурских снайперов во время Англо-бурской войны в Южной Африке (1899-1901).

Одним из первых блиндированных составов англичан в 1899 году в Трансваале стала «Мохнатка Мэри» (Hairy Mary), прозванная так солдатами за пикантный внешний вид. В качестве защиты паровоза и вагонов использовались толстые пеньковые морские канаты, в которых должны были застревать пули и шрапнель. Когда «Мохнатка» разгонялась, канаты развевались вокруг состава. По словам очевидцев, зрелище было уморительное.

Именно в Южной Африке бронепоезд обрел свои основные характеристики: бронированные стальными листами вагоны и паровоз, артиллерийское и пулеметное вооружение, расположение орудий, позволяющее менять радиус обстрела, платформы с запасными рельсами и шпалами и ремонтные команды для восстановления поврежденных путей.

Но, как говорится, на каждого Ахиллеса найдется своя пята. Ведущие партизанскую войну буры быстро обнаружили родовые слабости блиндированных составов. Достаточно было подорвать железнодорожные пути впереди и позади бронепоезда, и он быстро становился легкой мишенью для артиллерии. В одну из таких ловушек попал и был взят бурами в плен будущий премьер Великобритании, в то время военный корреспондент Уинстон Черчилль. О своих приключениях он подробно рассказал в книге «От Лондона до Ледисмита».

"На сопках Маньчжурии"

Российской империи с ее огромными пространствами и развивающейся сетью железных дорог идея блиндированных поездов пришлись очень кстати. Первый опыт их использования относится ко времени Китайской войны, известной еще как «восстание боксеров».

В 1898 году китайские повстанцы — ихэтуани (буквально — «отряды гармонии и справедливости») подняли мятеж против европейского и японского вмешательства в общественную и религиозную жизнь Китая. Особенно досталось представителям различных христианских конфессий, в том числе православным. Были сожжены русские школы и храмы. Началась осада посольского квартала в Пекине. В ответ европейские державы и Япония направили свои вооруженные силы в Китай.

В мае 1900 года объединенная эскадра подошла к китайским берегам и высадила десант в устье реки Хайхэ. Русский отряд взял под контроль железную дорогу и захватил несколько поездов. На их базе и был создан первый русский вооруженный блиндированный поезд. В течение нескольких недель он осуществлял сообщение между эскадрой и ушедшими вглубь территории русскими войсками.

Не прошло и года, как вооруженные составы оказались вновь востребованы в Китае — на этот раз для охраны Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) и деблокады осажденного китайской армией Харбина. Теперь это были уже не собранные наспех из чего попало составы, а настоящие бронепоезда, построенные по заказу российского правительства на Путиловском заводе в столице.

© Изображение из коллекции Петра Каменченко

После Русско-японской войны напряженность на Дальнем Востоке несколько спала, и уже построенные, но не отправленные на сопки Маньчжурии бронепоезда отогнали на запасный путь.

Не оправдавшие надежд

Долго ржаветь на запасных путях бронепоездам не пришлось. Надвигалась новая война, которой суждено было стать мировой. Разрабатывая планы военных операций, пожилые романтики европейских держав представляли себе мощные наступательные операции, молниеносные маневренные прорывы, способные решить исход кампании за несколько недель или месяцев. И, конечно же, главную роль в быстрой переброске войск на большие расстояния должны были сыграть железные дороги. А защищать свои транспортные коммуникации и нападать на чужие предстояло бронепоездам.

Практика часто не соответствует теории. Великая война, начавшись очень бодро, вскоре вступила в затянувшуюся на годы, изматывающую и депрессивную фазу позиционных сражений. Но до того, как армии воюющих сторон плотно увязли в многокилометровых линиях обороны, бронепоезда успели активно применить. И в первую очередь — на Русском фронте.

Уже в первый месяц войны наступающим частям русской армии удалось захватить несколько австро-венгерских броневагонов и бронированных паровозов. Прелесть трофеев заключалась в том, что вся захваченная техника была рассчитана под западноевропейскую колею, которая была заметно уже российской. На базе трофеев был сформирован бронепоезд, вполне успешно проявивший себя на юго-западном фронте.

В российском военном ведомстве высоко оценили боевой потенциал бронепоездов — в первую очередь за возможность оперативного перемещения артиллерии и пулеметных команд. Неожиданное появление бронепоезда наводило ужас на противника. Только что на десяток верст вокруг царило расслабляющее тыловое спокойствие, и вдруг ниоткуда, словно божья кара, налетал он — сухопутный крейсер, обрушивая на неприятеля огневую мощь орудий и пулеметов.

© Изображение из коллекции Петра Каменченко

Однако долго гулять на просторе бронепоездам не пришлось. После того как пехота закопалась в траншеи, обмоталась колючкой и разрушила все мосты, а траншеи и ходы сообщений протянулись на километры в глубь обороны, бронепоездам оставалось лишь, двигаясь вдоль линий фронта, мстительно запахивать артиллерией в землю живую силу противника.

"Смерть паразитам!"

Своего звездного часа, растянувшегося на несколько лет, крепости на колесах дождались во время Гражданской войны в России. На огромных просторах страны брат шел на брата, и каждый воевал против всех.

Линий фронтов не существовало. Союзы между воюющими сторонами заключались для того, чтобы тут же быть нарушенными. То тут, то там кто-то объявлял о создании новой республики, вольницы или подконтрольной территории. И по этому лоскутному одеялу политической географии носились, гудя, дымя, воняя гарью и стреляя из всех амбразур, бронированные чудовища с самыми невообразимыми именами: «Смерть паразитам!», «Грозный мститель за погибших коммунаров», «Славный вождь Красной армии Егоров», «Донской Баян», «Слава офицеру», «Три мушкетера», «Студент», «Углекоп», «Единая Россия» и сотни других.

Есть даже история о том, как одним из бронепоездов царской армии завладела одесская братва и ездила на нем на загородные прогулки по окрестным станицам, требуя «оказать материальную помощь пролетарской революции». Отказать в добровольных пожертвованиях на святое дело при таком серьезном аргументе никто не решался. Идиллия продолжалась до тех пор, пока в Одессу на бронепоезде с душевным названием «Свобода или смерть» (бывшем «Хунгузе» №3, он же «Слава Украине») не нагрянул революционный матрос Полупанов.

На «стрелке» в привокзальном ресторане опытная матросня настучала по головам расслабившимся одесским пацанам и реквизировала ценную военную технику на нужды революции, после чего включила ее в состав бронепоезда «Свобода или смерть» и отправилась устанавливать советскую власть на просторах Украины.

© Изображение из коллекции Петра Каменченко

Речь в этой истории шла о легендарном мотоброневагоне «Заамурец» — одной из самых технически продвинутых железнодорожных боевых машин русской армии. История «Заамурца» удивительна и одновременно характерна для тех лет. После полупановцев он успел побывать на довольствии у красноармейцев, чехословаков (в составе бронепоезда «Орлик»), японцев и белогвардейцев — ими был уведен в Харбин и продан китайцам.

© Изображение из коллекции Петра Каменченко

В 1931 году «Заамурец» вновь оказался у японцев, чему имеются свидетельства.

Китайский бандит

Судьба «Заамурца» не уникальна. На то и гражданская война, чтобы имущество, в особенности движимое, переходило из рук в руки.

Бронепоездами я заинтересовался после того, как ко мне в коллекцию попала открытка с фотографией республиканского бронепоезда «Вiльна Украiна» Украинской Галицкой армии, выпущенная в 1919 году товариществом «Бистриця». Стал искать информацию об этом украинском «бронепотяге». Постепенно вырисовалась некоторая картинка, которая и будет представлена в дальнейшем рассказе. Интересна она прежде всего своей типичностью. Так они тогда жили.

Есть несколько версий «достоверной» истории бронепоезда «Вiльна Украiна». Установить сегодня, какая именно из них самая правильная, уже невозможно. Бронепоезд несколько раз менял хозяев и противников, переходил из рук в руки, получал новые имена. Остановлюсь на истории, которая выглядит наиболее последовательной и относительно правдоподобной.

По всей видимости, будущая «Вiльна Украiна» начала свой нелегкий путь по рельсам как один из четырех легких бронепоездов типа «Хунгуз», построенных по проекту генерал-майора М.В. Колобова. Хунгузами на Дальнем Востоке называли китайских бандитов, нападавших на КВЖД.

Бронепоезд состоял из бронепаровоза на базе стандартной «овечки» и двух бронеплощадок, построенных на основании двухосных грузовых платформ.

Стоит сказать несколько слов о знаменитой российской «овечке». Товарные паровозы серии «О» строились в России с 1893 года. В 1912 году наиболее современным паровозам этой серии, имевшим парораспределительный механизм Вальсхарта, присвоили индекс «ОВ», после чего их и прозвали «овечками». В силу своей маневренности «овечки» лучше других паровозов подходили для роли двигателей сухопутных броненосцев. Именно они возили практически все бронепоезда Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн.

Стандартная бронеплощадка «Хунгуза» состояла из пулеметного каземата, в котором было установлено 12 трофейных австрийских пулеметов системы Шварцлозе (по шесть на борт) и башенной орудийной установки с трехдюймовой горной пушкой образца 1904 года. Разборное орудие имело компактные размеры и относительно небольшую массу (120 пудов), что позволяло разместить его в башне в передней части вагона. Угол обстрела составлял 220 градусов по горизонтали. В задней части вагона устанавливался подвижной прожектор, а в полу имелись люки для аварийного выхода. Штатная команда бронепоезда состояла из 94 человек.

© Изображение из коллекции Петра Каменченко

По составу и специализации экипажи бронепоездов можно сравнить с экипажами небольших боевых кораблей. Видимо, поэтому во время Гражданской войны так много революционных матросов переквалифицировалось в военных железнодорожников. Командовал бронепоездом обычно офицер в звании не выше капитана.

Существенным недостатком в комплектовании штата бронепоезда был принцип, по которому в экипаж включались представители различных воинских частей и даже родов войск. Артиллеристы — из артиллерии, саперы — из инженерных частей, ремонтники — из железнодорожных батальонов, пулеметчики — из пулеметных команд, хозяйственники — из интендантов. Особенно неудобно это было при снабжении личного состава продуктами, вещевым и денежным довольствием.

Героическая гибель штабс-капитана Лазарева

Строительство «Хунгузов» велось на киевском заводе Гретера и Криванека. На сооружение одного боевого состава в среднем уходило 16 дней. Первый «Хунгуз» закончили 1 сентября 1915 года. Бронепоезд осмотрел верховный главнокомандующий — великий князь Николай Николаевич — и остался им весьма доволен. 9 сентября «Хунгуз» под командованием поручика Крапивникова отбыл на фронт, на железнодорожную линию Ковель — Сарны. А 24 сентября получил первую боевую задачу.

В четыре часа утра бронепоезд тихим ходом двинулся к австрийским позициям.

Поручик Крапивников писал в своем рапорте: «Подойдя к первой линии окопов и открыв по ним фланговый огонь из всех пулеметов и переднего орудия, поезд заставил неприятеля оставить окопы, обратив его в бегство (неприятелем было оставлено в окопах много трупов). После этого поезд двинулся дальше и принудил неприятеля действенным пулеметным и орудийным огнем очистить и вторую линию окопов. В это время шедшая впереди поезда небронированная платформа, груженная рельсами и скреплениями на случай исправления пути, прорвав проволочные заграждения передними скатами, попала в ход сообщения, вырытый австрийцами и не замеченный из-за насыпи.

Высланными мною нижними чинами платформа была отцеплена, и бронепоезд начал движение обратно. Разорвавшимся тяжелым снарядом был испорчен железнодорожный путь, и бронепоезд оказался отрезанным, а сошедший с рельсов задний броневагон, вследствие порчи пути, не дал возможности бронепоезду двигаться вперед и таким образом избежать прицельной артиллерийской стрельбы противника, вследствие чего было попадание в передний вагон снаряда, которым были убиты командир артиллерийского взвода штабс-капитан Лазарев и четыре нижних чина — артиллеристы. После этого мною была дана команда покинуть поезд. Всего бой продолжался 40 минут. За это время выпущено: из переднего орудия —73 снаряда, из пулеметов — 58 500 патронов».

© Изображение из коллекции Петра Каменченко

Три с половиной месяца подбитый бронепоезд стоял между австрийскими траншеями. А в ночь с 11 на 12 января 1916 года команда охотников поручика Пашкевича сумела восстановить путь и увезти заднюю бронеплощадку к своим.

"Матросы шли под спиртом, не ложась"

По всей видимости, до декабря 1917 года поврежденная бронеплощадка стояла в Киевских железнодорожных мастерских, где была обнаружена и реквизирована новой украинской властью, войдя в состав республиканского бронепоезда «Вiльна Украiна». Перед отправкой на фронт на «панцирник» была набрана команда из юношей-добровольцев, преимущественно романтически настроенных киевских студентов и гимназистов. Командиром бронепоезда был назначен капитан царской армии Долгополов.

В конце декабря 1917 года большевистские отряды под командованием красного матроса Артюхова и латышского стрелка Рейнгольда Берзина начали наступление на Киев. Ожесточенный бой произошел 6 января 1918 года в районе станции Макошино Сосницкого уезда. Станция была стратегически важной, поскольку здесь был железнодорожный мост через Десну, и после его взятия Красной армии открывался путь до Нежина и Киева.

Красноармейцам противостояли добровольцы из состава 1-й Украинской военной школы имени Богдана Хмельницкого и Красного куреня смерти атамана Ангела. «Красными» бойцов батьки Ангела прозвали за цвет их жупанов.

Сохранились воспоминания одного из украинских участников того сражения: «...Началось наступление матросского отдела со стороны Гомеля. 6 января они дошли до станции Доч, где и встретили их 1-я и 3-я сотни и бронепотяги. Матросы хорошо не знали пешей войны, шли под спиртом, не ложась. Их много забито, и они отошли за реку. У нас уничтожен бронепоезд и перебито много обслуги».

В этом бою на стороне Красной армии сражался бронепоезд «Советская Россия». Шансов против него киевские подростки не имели. «Вiльна Украiна» получила несколько прямых попаданий и отступила к станции Бондаревка. Капитан Долгополов, который сидел в смотровой башне, был тяжело ранен в ноги.

«Бронепоезд Довгополова сунулся медленно — он уже не был способен ни на что. Залога его была почти вся мертвая, пушки уничтожены, у одной лежал поручник с оторванной головой... Выносили забитых и раненых в санитарный вагон. Довгополов еле дышал от потери крови. К вечеру 6 января поврежденный и не способный к бою бронепоезд со своим санитарным вагоном ушел до Киева».

"Коммунист Коростеньского района"

Полуразрушенный бронепоезд был направлен в главные киевские железнодорожные мастерские, подлатан и уже в начале февраля 1918 года принял участие в уличных боях во время восстания в Киеве.

© Изображение из коллекции Петра Каменченко

В феврале — марте 1919 года бронепоезд был полностью восстановлен и перевооружен на заводе Гретера и Криванека в Киеве, после чего вошел в состав Красной армии. 7 апреля он участвовал в освобождения города Коростеня, за что получил гордое прозвище «Коммунист Коростеньского района».

Командовал бронепоездом красный командир Лазарь Табукашвили. В середине марта красные были выбиты из Коростеня и начали отступать в направлении Киева. 7 апреля «Коммунист Коростеньского района» отбил атаку сечевых стрельцов Украинской народной армии (УНА) и помог вернуть город.

В начале июня 1919 года войска УНР начали наступление на Проскуровском направлении (Подольская губерния), ситуация для большевиков сложилась угрожающая. Красные отряды отходили в панике, бросая раненых и оружие. Для спасения положения навстречу противнику вышел бронепоезд «Коммунист Коростеньского района», углубившийся на 40 верст на территорию, контролируемую противником.

На пути бронепоезда было выставлено четыре батареи полевых орудий, а на перехват выдвинулись сразу три броненосца УНР. «Коммунист» получил серьезные повреждения и был окружен. В течении шести часов ему удавалось отбивать атаки УНА, после чего украинцы отступили, а бронепоезд сумел вернуться на станцию Деражня. За тот бой Лазарь Табукашвили получил орден Красного знамени.

Отбит у петлюровцев и переименован в "Грозу"

В августе «Коммунист Коростенского района» был отвоеван под Шепетовкой II-м корпусом Украинской Галицкой Армии (УГА), и ему было возвращено имя «Вiльна Украiна». К этому времени, по всей видимости, относится снимок, ставший почтовой открыткой, с которой и началось наше знакомство. Бронепоезд включили в четвертый бронедивизион УГА, а его артиллерийские и пулеметные расчеты укомплектовали моряками-черноморцами. Совместно с подразделениями сечевых стрельцов «бронепотяг» принял участие в боях против Добровольческой армии.

20 сентября в районе станции Затиша им были захвачены 370 пленных, 4 орудия с прислугой, лошади с упряжью и прочее имущество. Но уже на следующий день у станции Перекрестово (Херсонская губерния) украинский «бронепотяг» попал под артиллерийский обстрел, был поврежден и вынужден отступить, что повлекло за собой общее отступление войск УГА.

1 октября «Свободная Украина» вмешалась в бой 11-го пехотного полка УГА с конницей Деникина. Видимо, черноморцы посчитали, что все свои должны быть дома, и, не особенно разбираясь, накрыли сухопутных крыс шквальным артиллерийским огнем. Досталось и чужим, и своим.

2 и 3 октября бронепоезд поддерживал атаку «серожупанников» и в ходе боя был поврежден. А 5 октября, встретив коллегу — деникинский легкий бронепоезд «Коршун», выстрелил несколько раз в небо, после чего совершил быстрый стратегический отход на заранее присмотренные позиции у станции Борщи.

29 октября 1919 года вместе с украинскими бронепоездами «Верный сын», «Хортица», «Тайный» и «Месть» у станции Вапнярка «Вiльна Украiна» пыталась сдержать наступление белогвардейцев под командованием Розеншильда фон Паулина. А 17 ноября была отбита у петлюровцев частями Вооруженных сил юга России (ВСЮР) и переименован в «Грозу».

В строю белой армии «Гроза» оставалась недолго. Уже в январе 1920 года у станции Тирасполь она была оставлена экипажем из-за отказа румынов пропустить отступающие добровольческие части в Молдавию.

© Изображение из коллекции Петра Каменченко

Дальнейшая судьба бронепоезда в точности неизвестна. По некоторым, но весьма ненадежным источникам, бронепаровоз «Грозы» вошел в состав бронепоезда РККА № 60 имени Карла Либкнехта.

На прозапасном пути

После Гражданской войны и неудачного похода Тухачевского на Варшаву от мечты о немедленном установлении справедливой власти рабочих и крестьян во всем мире пришлось временно отказаться. Для грядущей мировой революции требовалась современная, оснащенная новейшим оружием армия, создать которую без мощной военной промышленности было невозможно.

Большинство бронепоездов было разрезано на металлолом, а оставшиеся в 1924 году сведены в десять дивизионов, по три в каждом — один тяжелый и два легких.

Второе рождение бронепоезда пережили в годы Великой Отечественной войны. В основном их использовали в качестве передвижных зенитных батарей, но существовали и классические ударные составы.

После войны, вплоть до 1953 года, несколько бронепоездов курсировало по железным дорогам Западной Украины, охраняя их от нападений отрядов УПА.

В следующий раз о крепостях на рельсах вспомнили в 1960-х в связи с резким ухудшением отношений с Китаем. Для охраны Транссиба от распоясавшихся хунвейбинов были разработаны и в кратчайшие сроки построены особые модульные поезда, состоящие из нескольких так называемых «бронелетучек». Последние представляли собой небольшой бронированный тепловозик, к которому с обеих сторон были прицеплены платформы с танками и бронетранспортерами. На каждой из таких платформ имелась бронированная будка для размещения мотострелкового отделения.

В 1990-х бронепоезда напомнили о себе в Азербайджане, Нагорном Карабахе и бывшей Югославии. Не обошлось без них и на обеих чеченских войнах. При этом поезда, действовавшие в Чечне, удивительно напоминали своих далеких предков — блиндированные поезда Англо-бурской войны.

© Изображение из коллекции Петра Каменченко

Кроме заводского броневагона и бронеплощадки с установленными на ней зенитками, все остальное представляло собой сплошную импровизацию: мешки с песком, рельсы, шпалы, танковые траки... Вместо штатных пушек использовались орудия поставленных на платформы танков. За радиосвязь отвечал намертво прикрученный к платформе стандартный армейский автомобиль-радиостанция. Таскали такие составы обычные тепловозы, обшитые стальными листами. Для защиты от радиоуправляемых мин весь поезд по периметру был увешан специальными «глушилками».

В задачу этих составов входило сопровождение и боевое охранение военных транспортов и эшелонов на участке железной дороги Моздок — Гудермес — Ханкала.

РЖД заказали два бронепоезда

И, наконец, самое свежее из жизни бронепоездов. В начале ноября 2019 года РЖД заказали две копии бронепоездов БП-43 времен Великой Отечественной войны.

Об этом стало известно из документа на сайте госзакупок. Одна копия бронепоезда оценена 148,8 миллионов рублей, а общая сумма закупки составит почти 300 миллионов.

Согласно документу, новодел будет состоять из двух зенитных площадок ПВО, двух бронеплощадок и двух контрольных платформ, которые во время войны использовались для обнаружения заминированных участков железнодорожного пути.

Подрядчику нужно создать «действующую полномасштабную копию исторического образца бронепоезда БП-43, с заменой броневых плит на листовую сталь, демилитаризованными орудиями и дополненной системой электрического обогрева».

РЖД предоставит локомотив на паровозной тяге, а «полную комплектность по вооружению и боекомплекту» бронепоезда исполнитель должен изготовить самостоятельно.

Как именно РЖД собирается использовать свои бронепоезда — пока неизвестно. Может, опять за Байкалом китайцы шалят?